Приложение к ООП НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Родной язык»
для обучающихся
с задержкой психического развития (ЗПР)
вариант 7.1.
1-4 класса
2020-2021 учебный год
Предметная область: «Русский язык и литературное чтение»
Разработали:
Царук Н.А.
учитель начальных классов,
Шестакова Л.Н.
учитель начальных классов
Братский район
д. Кардой
2020г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
уважения и ценностного отношения к своей Родине – России;
понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности,
сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам
(патриотическое воспитание);
способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками;
о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;
проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения,
направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовнонравственное воспитание);
позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям
искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного
отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов
(эстетическое воспитание);
понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества;
познавательных
интересов,
позитивного
опыта познавательной деятельности,
умения
самостоятельно
организовывать
самостоятельное
познание окружающего мира
(формирование первоначальных представлений о научной картине мира).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:
использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные
объекты;
использовать знаково-символические средства для представления информации и создания
несложных моделей изучаемых объектов;
осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и
отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).
2. Овладение умениями работать с информацией:
выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства,
справочник, Интернет);
анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
использовать схемы, таблицы для представления информации;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и
при работе в сети Интернет.
3. Овладение регулятивными учебными действиями:
понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых
можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные
из них;
устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия
для преодоления ошибок.
4. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему,
главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации
повседневного общения;
участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать
возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое
мнение);
осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание;
составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы,
доступные младшему школьнику;
готовить небольшие публичные выступления;
соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных
электронных устройств.
5. Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы
достижения общего результата;
распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять
поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в
общее дело;
проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления
национальной культуры: понимать роль языка как основного средства человеческого общения;
осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимать значение
родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать
необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и
желание его изучать;
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков
народов России: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о
малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России;
составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России;
осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения
морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимать эстетическую ценность
родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;
освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике,
закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими
нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения,
построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);
формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание
(аудирование), говорение, чтение, письмо): слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух
речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи
и др.);
определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста);
различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.);
участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы,
прослушанные высказывания;
формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога;
применять диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в
различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание
слушать собеседников, учитывать мнение участников);
решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса;
рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции,
совместные занятия);
описывать предмет (название, качества, назначение);
уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать
изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);
составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием
небольших презентаций; чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида
(фольклорный, художественный, научно- познавательный, справочный) в индивидуальном темпе,
позволяющем понять содержание и смысл прочитанного;
составлять план текста (с помощью и самостоятельно);
пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко);
стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания,
предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
строить связные высказывания в письменной форме на различные темы;
выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения
текста/изложения).
«Русский язык: прошлое и настоящее»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
различать изменяемые и неизменяемые слова; - различать родственные (однокоренные) слова
и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс
Выпускник получит возможность:
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом,
оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических
и/или речевых задач.
«Язык в действии»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как
изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные,
имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов
по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с
существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не
при глаголах.
«Секреты речи и текста»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность)выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и
предложении;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность:
создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать
текст;
пересказывать текст от другого лица;
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1класс
Секреты речи и текста: Звуки речи. Слово звучащее и написанное. Гласные
звуки. Особенности гласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности
произношения согласных звуков. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение
мягкости согласных звуков на письме. Сколько звуков и сколько букв в слове.
Количество звуков и букв в словах с буквами е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Язык в действии: Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если
слово непонятно….»; Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в
различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Речевая ситуация:
выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова»; Речевая ситуация:
уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик; Речевая
ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по
значению. Говорим тихо – громко.
Русский язык: прошлое и настоящее: Язык как средство общения. Для чего
нужна речь; Устная и письменная речь. Говорим и пишем; Речевой этикет: слова
приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации
общения; Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения
(прощание, извинение). Простое слово «извините». Речевой этикет: слова просьбы и
благодарности. Очень важные слова; Правила речевого поведения: речевые ситуации,
учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро. Устная речь: Рассказ о
месте, в котором живёшь.
2класс
Русский язык: прошлое и настоящее: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков
речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки.
Звонкие согласные звуки на конце слова.
Язык в действии: Слова, называющие предметы. Слова, называющие
признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью
окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и его значение.
Секреты речи и текста: Различение предложений по цели высказывания и
интонации. Что такое текст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план.
Типы текстов: описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.
3класс
Русский язык: прошлое и настоящее: Повторяем
фонетику.
Фонетический
разбор слова. Правила обозначения гласных после шипящих. Правописание безударных
гласных в корне слова. Правило написания непроизносимых согласных в корне
слова. Повторяем фонетику и состав слова.
Язык в действии: Повторяем состав слова. Части речи. Имя существительное.
Правописание имён существительных. Имя прилагательное. Правописание имён
прилагательных. Местоимение.
Секреты речи и текста: Заголовок и начало текста. Пишем изложение.
Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения.
4класс
Русский язык: прошлое и настоящее: Фонетика
и
словообразование.
Лексическое значение слова.
Язык в действии: Морфологический разбор имени существительного.
Признаки имени прилагательного. Глагол как часть речи. Правописание глаголов.
Глагол в предложении. Наречие.
Секреты речи и текста: Типы текста. Изложение. Изложение с элементами
сочинения. Слово. Словосочетание. Предложение. Связь слов в словосочетании. Сложное
предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема урока
ИТОГО
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
ИТОГО
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Как люди общаются друг с другом
Вежливые слова
Как люди приветствуют друг друга
Зачем людям имена
Спрашиваем и отвечаем.
Выделяем голосом важные слова
Как можно играть звуками
Где поставить ударение
Как сочетаются слова
Как писали в старину
Как писали в старину
Дом в старину: что как называлось
Дом в старину: что как называлось
Во что одевались в старину
Во что одевались в старину
Сравниваем тексты
2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
По одёжке встречают
Ржаной хлебушко калачу дедушка
Если хороши щи, так другой пищи не ищи
Каша – кормилица наша
Любишь кататься, люби и саночки возить
Делу время, потехе час
В решете воду не удержишь
Самовар кипит, уходить не велит
Помогает ли ударение различать слова
Для чего нужны синонимы
Для чего нужны антонимы
Как появились пословицы и фразеологизмы
Как можно объяснить значение слов
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение
Учимся вести диалог
Составляем развёрнутое толкование значения слова
Составляем тексты-инструкции и тексты-повествования
3 класс
№
1
Тема урока
Где путь прямой, та не езди по кривой
Кол-во
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Кто друг прямой, тот брат родной
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Сошлись два друга – мороз да вьюга
Ветер без крыльев летает…
Какой лес без чудес
Дело мастера боится
Заиграйте, мои гусли
Что ни город, то норов
У земли ясно солнце, у человека – слово
Для чего нужны суффиксы
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке
Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам
Как изменяются имена существительные во множественном числе
Зачем в русском языке такие разные предлоги
Создаём тексты-рассуждения. Учимся редактировать тексты
Создаём тексты-повествования
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Вся семья вместе, так и душа на месте
Красна сказка складом, а песня – ладом
Красное словцо не ложь
Язык языку весть подаёт
Трудно ли образовывать формы глагола
Трудно ли образовывать формы глагола
Можно ли об одном и том же сказать по разному
Можно ли об одном и том же сказать по разному
Как и когда появились знаки препинания
Как и когда появились знаки препинания
Задаём вопросы в диалоге
Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
Учимся составлять план текста
Учимся пересказывать текст
Учимся оценивать и редактировать тексты
Учимся оценивать и редактировать тексты
ИТОГО: 17 часов
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17