Приложение к АООП НОО ЗПР (вариант7.1.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Программа
коррекционно - развивающего курса
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся
с задержкой психического развития (ЗПР)
вариант 7.1.
2-4 класса
2020-2021 учебный год
Разработала:
Зуева М.В.
Братский район
д. Кардой
«Психокоррекционные занятия»
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий,
направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности
учащихся с ЗПР. Продолжительность одного занятия составляет 20 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание
уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей,
своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая
работа с детьми с ЗПР осуществляется по принципу дифференцированного и
индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление
недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления
индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть
использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их
сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей,
направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления,
моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
Ритуал приветствия.
Рефлексия предыдущего занятия.
Разминка.
Основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания.
В структуре занятий выделяются:
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания,
памяти, мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие –
это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее
предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие
является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации
человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно
учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из
эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является
сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать
наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные
признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать
пространственные представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.
Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно
развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У
всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех
видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена
прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и
словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые
оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном
материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит
запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план,
устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и
произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких
операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и
делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с
разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы,
т.е., визуализировать.
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера.
Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки,
что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических
задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи,
которые бы требовали индуктивного (от еденичного к общему) и дедуктивного (от общего
к еденичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям,
рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее
участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких
мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и
произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики
выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,
школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений,
развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц
руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и
жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 4 классах.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную
деятельность и личность ребенка.
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог
ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших
интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности
человека.
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный
смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Программа для учащихся 1 го класса рассчитана на 34 часа
неделю), при дополнительных рекомендациях занятия проводятся
каждый раздел увеличивается по времени.
Программа для учащихся 2-4 класса рассчитана на 68 часа
неделю), при дополнительных рекомендациях занятия проводятся
каждый раздел увеличивается по времени.
в год (1 занятие в
2 раз в неделю и
в год (2 занятие в
2 раз в неделю и
Тематическое планирование
1 класс
Раздел
Блок 1
Блок 2
Коррекция,
развитие
диагностика
восприятия
Темы занятий
Входная диагностика познавательных процессов
1. Диагностика развития восприятия пространства,
цвета, времени. (упражнения «Далеко - близко»,
«Выше - ниже», «Подбери нужный цвет», «Составь
букет», «Когда это бывает?»)
2. Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни,
назови, сосчитай»)
3. Диагностика развития памяти. (Упр. «Что
запомнили?», «Что находится на картинке?»).
Коррекция, развитие и диагностика познавательных
процессов
1. Развитие восприятия пространства на листе бумаги.
и (Упр – я «Что, где находится?», «Положи верно»)
Количество часов
1
1
1
1
2. Развитие умения ориентироваться в помещении. 1
(Упр – я «Спрячем и найдем»)
3. Развитие восприятия времени. (упр. «Когда это 1
бывает?», «Календарь», «Что было вчера?»)
4. Развитие восприятия целостного образа предмета, 1
его размера. (Упр. «Найди свою половинку»,
«Разрезные картинки», «Что больше, выше»,
«Толстый, тонкий»)
5. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный 1
цвет»)
Коррекция,
развитие
диагностика
внимания
6. Диагностика развития пространства, времени, цвета. 1
1. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди 1
и дорогу», «Найди и подчеркни», «Поиск предмета»)
2. Развитие произвольного внимания
1
(Упр. «Слушай и повторяй», «Смотри на руки»,
«Слушай команду»)
3. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение 1
лишнего», «Найди два одинаковых предмета», «Поиск
предмета»)
Коррекция,
развитие
диагностика
памяти
Коррекция,
развитие
диагностика
мышления
Блок 3.
4. Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по 1
клеточкам»)
5. Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, 1
назови, сосчитай»)
1. Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают 1
и животные», «Смешанный лес»)
2. Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная
картинка», «Круг, треугольник и квадрат»)
3. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил
гол?»)
4. Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни
порядок», «Запомни движение»).
5. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и
повтори», «Слушай хлопки»).
6. Диагностика развития памяти (Упр. «Что
запомнили?», «Что находится на картинке?»)
1. Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови
и отличительные признаки»).
1
2. Развитие умения находить предметы по заданным
признакам. Отгадывание загадок.
3. Развитие умения классифицировать.
4. Развитие умения определять временные категории
(Упр. «Что посажено раньше?»)
5.Развитие логического мышления (логические
категории: меньше – больше, выше – ниже; упр.
«Найди самый низкий забор», «Покажи девочку у
которой самое короткое платье»)
6. Диагностика развития мышления.
1.Исследование развития хватания, движений пальцев
и кистей рук. (Методика «Теневой театр», упр.
«Мозаика», «Зайчик», «Гусь»).
2. исследование развития соотносящих действий,
подражания движениям рук. (Упр. «Пирамидка»,
«Покажи, как я»)
1
Коррекция, развитие и диагностика моторной
деятельности.
Развитие мелкой 1. Пальчиковая гимнастика.
моторики
2. Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук.
(методика «Теневой театр», упр. «Мозаика»,
конструктор «Лего»)
Развитие
Расслабление по контрасту с напряжением, с
сенсорной
фиксацией внимания на дыхании. Дыхание в
моторики.
сочетании
с
голосом.
(упр.
«Напряжение,
Диагностика.
расслабление»,
«Колючий
человек»,
«Голоса
природы», дыхательная гимнастика)
2. Диагностика моторной деятельности.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Блок 4.
1
1
1
1
Блок 5
Заключительная диагностика
1. Диагностика восприятия
2.Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4. Диагностика мышления
Итого
1
1
1
1
34
2 класс
Раздел
Блок 1.
Блок 2.
Коррекция,
развитие
диагностика
восприятия.
Темы занятий
Входная диагностика познавательных процессов
1. Диагностика развития восприятия пространства, цвета,
времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали»)
2.
Диагностика
развития
внимания.
(Упр.
«Зашифрованное слово», « Медведи разбрелись»).
3. Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?»,
«Что находится на картинке?»)
4. Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность
выделить существенное»)
Коррекция, развитие и диагностика познавательных
процессов.
1. Развитие восприятия пространства. (Упр. «На. Под.
и Над. За.»)
2. Развитие восприятия времени. (Упр. «Что было
раньше?», «Сегодня и вчера»)
3. Развитие восприятия формы, цвета. (Упр. «Цветное
домино», «Сложи рисунки из фигур», «Найди похожие
формы»)
4. Диагностика развития восприятия.
Коррекция,
1. Развитие устойчивости внимания. (Упр. «Найди
развитие
и отличия», «Перепутанные линии», «Зашифрованное
диагностика
слово»)
внимания.
2. Развитие произвольного внимания. (Упр. «Зеваки»,
«Буквы алфавита»)
3. Развитие сенсорной памяти через упражнения на
развитие внимания. (Упр. «Исключение лишнего»,
«Найди два одинаковых предмета»).
Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4. Развитие умения распределять внимание. (Методики 2
«Знаковый тест (круг - крестик, круг - треугольник»,
«Ромашки - колокольчики»)
5. Развитие умения переключать внимание (Упр. «Найди 2
пару», «Найди зайца»)
6. Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, 2
сосчитай»)
Коррекция,
1. Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чего не хватает?»,
развитие
и «Узнай фигуры», методика «Запомни слова»).
диагностика
памяти.
2. Развитие слуховой памяти. (Методики «Запоминание
слов», «Испорченный телефон», «Повтори»).
3.Развитие моторной памяти. (Упражнения «Как прыгают
животные», «Смешанный лес»).
4.Диагностика развития памяти. (Упражнения «Что
запомнил?», «Что находится на картинке?»).
Коррекция,
1.Развитие умения сравнивать. (Методики «Четвёртый
развитие
и лишний», «Найди лишнее слово»).
диагностика
мышления.
2.Развитие умения находить предметы по заданным
признакам. Отгадывание загадок.
3.Развитие умения классифицировать.
4.Развитие логического мышления (логические категории:
меньше-больше, выше-ниже). (Упражнения «Найди
самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое
короткое платье» и т.д.).
5.Диагностика развития мышления.
Блок 3.
Блок 4.
Развитие
сенсорной
моторики.
Развитие
мелкой
моторики.
Развитие
крупной
моторики.
Диагностика.
Блок 5.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Диагностика моторной деятельности.
1.Диагностика развития движений пальцев и кистей рук,
пластичности. (Методики «Мозаика», «Обведи»).
2.Диагностика координации движений (Упражнения
«Радость», «Сделай, как я»).
Коррекция,
развитие
и
диагностика
моторной
деятельности.
1.Расслабление
по
контракту
с
напряжением.
(Упражнения «Расслабление и напряжение», «Шум
ветра»).
2.Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная
гимнастика.
1.Пальчиковая гимнастика.
2
2
2
2
2
2.Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. 2
(Методика «Теневой театр», «Лего»).
1.Координация движений. Отображение эмоциональных 2
состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения
«Сделай, как я», «Игра с волной», «Радость», «Печаль»).2
2.Диагностика развития моторной деятельности.
Заключительная диагностика.
1.Диагностика восприятия.
2.Диагностика внимания.
3.Диагностика памяти.
4.Диагностика мышления.
2
1
1
1
1
68
3 класс
Раздел.
Темы занятий.
Входная диагностика познавательных процессов.
1.Исследование восприятия пространства, времени, цвета и
величины. (Упражнения «Игровая школа мышления»
О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой
же», «Поиск по признакам»).
2.Исследование
устойчивости
внимания.
(Методики
«Корректурная проба», «Знаковый тест»).
3.Исследование зрительной, слуховой, логической памяти.
(Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни
числа»).
4.Исследование
словесно-логического,
нагляднодейственного мышления.
Блок 2.
Коррекция, развитие и диагностика познавательных
процессов.
Коррекция 1.Развитие восприятия пространства. (Упражнения «Перед.
и развитие За. Между. Рядом», «Угадай, кого загадали»).
восприяти
я.
2.Развитие восприятия времени. (Упражнения «Лови, бросай,
дни недели называй», «Какой месяц спрятался?». Заучивание
стихотворений, скороговорок, пословиц).
3.Развитие восприятия формы и цвета. (Игра «Радуга: какой
цвет потерялся?», «Геометрические тела», «Что общего между
геометрическими фигурами?»).
4.диагностика развития восприятия пространства, времени,
цвета, формы.
Коррекция 1.Развитие
устойчивости
внимания.
(Упражнения
и развитие «Корректоры» С.А.Шмаков, «Кто за кем?», «Зигзаг на
внимания. доске»).
2.Развитие умения распределять внимание. (Упражнения
С.А.Шмаков «Найти смыл», «Считай правильно», «Знаковый
тест»).
3. Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упр.
«Лабиринты», методика «Перепутанные линии», «Запомни
предмет»)
4. Развитие произвольного внимания (Игры «Слухачи»,
«Пишущая машинка»)
5. Диагностика развития внимания.
Коррекция 1. Развитие зрительной памяти (Методика «Запомни фигуры,
и развитие картинки»).
памяти
2. Развитие слуховой памяти. Запоминание слов и чисел.
Воспроизведение текста. Мнемический ряд. Гений памяти.
3. Диагностика развития памяти.
Коррекция 1. Развитие словесно – логического мышления:
Количество
часов.
Блок 1.
3
2
2
2
2
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
и развитие
Развитие умений узнавать предметы по заданным признакам;
мышления.
Формирование способности выделять существенные признаки
предметов;
Развитие умения классифицировать;
Развитие умения выбирать основание для классификации.
2. Диагностика развития мышления.
Блок 3.
Диагностика моторной деятельности.
1. Исследование движений пальцев и кистей рук,
пластичности. («Теневой театр», упр. «Обведи»).
2. Оценка способности отображать эмоциональное состояние
с помощью мимики и жестов. (Упр. «Радость, печаль»)
Блок 4.
Коррекции, развитие и диагностика моторной деятельности.
Развитие
1. Расслабление по контрасту с напряжением (Упр. «Тяжесть сенсорной легкость», «Расслабление и напряжение»)
моторики
2. Расслабление с фиксацией на дыхании. Дыхательная
гимнастика.
Развитие
мелкой
моторики.
2
2
2
2
2
2
2
1. Развитие пластичности и выразительности движений 2
пальцев рук. (Методики «Теневой театр», «Обведи и
вырежи», гимнастика для пальчиков).
2. Развитие тонких тактильных ощущений. (Упр. «Холодно – 2
тепло - горячо», «Узнай предмет»)
Развитие
крупной
моторики.
Диагности
ка.
Блок 5.
1. Отображение эмоциональных состояний с помощью 2
мимики, жестов, прикосновений, движений тела.. (Упр.
«Гимнастика для глаз», «Печаль», «Сугробы и солнышко»)
2. Диагностика моторной деятельности.
Заключительная диагностика.
1. Диагностика восприятия.
2.Диагностика внимания.
3. Диагностика памяти.
4. Диагностика мышления.
Итого
4 класс
2
2
2
2
2
68
Раздел
Темы занятий
Блок 1.
1.
2.
3.
4.
Блок 2
Коррекция,
развитие
и
диагностика
восприятия
Количество
часов
Входная диагностика познавательных процессов.
2
Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие 2
предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С.)
Диагностика
слухового
восприятия.
(Методика
«Воспризведение прочитанного текста с соблюдением
последовательности»)
Диагностика внимания:
2
Устойчивость
(Методика
«Расставь
знаки»
видоизмененная методика Немова Р.С.);
Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера).
Диагностика памяти:
2
Зрительная (Методика «Тренируем память»);
Слуховая (Методика «10 слов » Лурия Л.Р.)
Диагностика мышления:
2
Наглядно – действенного (Методика «Собери по
образцу»);
Наглядно – образного (Метод «Собери в единое целое» по
представлению).
Коррекция, развитие и диагностика познавательных
процессов.
1. Развитие восприятия пространства. (Упр. «Запомни и 1
найди», «Что нарисовано»)
2. Развитие восприятия времени. (Упражнения «Быстродолго», «Кто старше?»).
3. Развитие восприятия цвета. (Упражнения «Нарисуй
цвет», «Найди такой же цвет»).
4. Развитие восприятия величины. (Упражнения «Спрячь
игрушку»).
5.Диагностика развития восприятия.
Коррекция,
1. Развитие устойчивости внимания. (Тест Бурдона,
развитие
и упражнения «Найди и вычеркни», «Запомни предмет»,
диагностика
«Лабиринт»).
внимания.
2.Совершенствование
развития
устойчивости
и
концентрации внимания. (Упражнения «Знаковый тест»,
«Что получилось?»).
3.
Развитие
переключаемости,
распределяемости
внимания. (Упражнения «Красно-чёрная таблица»,
«Подчеркни»).
4.Совершенствование развития умения распределять
внимание. (Упражнение «Найди одинаковые предметы»).
5. Диагностика развития внимания.
Коррекция,
1.Развитие зрительной памяти. (Упражнения «Запомни»,
развитие
и «Чего не хватает?»).
диагностика
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
памяти.
2.Совершенствование развития зрительной памяти. (Игра
«Фанты»).
3.Развитие слуховой памяти. (Упражнения «Запоминание
слов и чисел», «Испорченный телефон»).
4.Совершенствование
развития
слуховой
памяти.
(Упражнение «Запомни своё место»).
5. Обобщённое занятие на развитие памяти. Повторение
изученных упражнений.
2
2
2
2
6. Диагностика развития памяти.
1
Коррекция,
1.Развитие
наглядно-действенного
мышления. 2
развитие
и (Упражнения «Помоги найти портрет», «Сделай
диагностика
самолёт»).
мышления.
2.
Развитие
словесно-логического
мышления. 2
(Упражнения «Что находится справа от шкафа?», «Найди
самое маленькое дерево»).
3. Развитие словесно-логического мышления. Определение
существенных признаков и несущественных. (Упражнения
«Покажи одинаковые картинки», «Кто, где живёт?»).
4. Развитие операции сравнения. (Упражнение «Сравни»).
5.Развитие операции обобщения, анализа. (Упражнения
«Что лишнее?», «Чего не хватает?»).
6. Диагностика развития мышления.
Блок 3.
Диагностика моторной деятельности.
1.
Исследование
развития
пластичности
и
выразительности движений пальцев рук, оценка
тактильных ощущений. (Методика «Обведи», М.
Монтессори)
2. Оценка способности отображать эмоциональное
состояние с помощью мимики и жестов. (Методика
«Радость», «Печаль»)
Блок 4.
Коррекция,
развитие
и
диагностика
моторной
деятельности.
Развитие
1. Развитие пластичности, выразительности движений
мелкой
пальцев рук. (Упр. «Моя семья», «Вырежи», «Нарисуй»,
моторики
пальчиковая гимнастика).
2.Развитие тонких тактильных ощущений. (Упражнения
«Ощупай и слепи», «Узнай предмет на ощупь»).
Развитие
1. Отображение эмоциональных состояний с помощью
крупной
мимики, жестов, прикосновений, движений тела.
моторики.
(Упражнения «Гимнастика для глаз», «Колючий человек»).
Развитие
1. Развитие расслабления по контрасту с напряжением,
сенсорной
расслабление с фиксацией на дыхание. (Упражнения
моторики.
«Тяжесть-лёгкость», «Море», дыхательная гимнастика).
Диагностика.
2. Управление мышцами тела. (Упражнения «Зима и лето»,
«Солнышко»).
3.диагностика моторной деятельности.
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
Блок 5.
Заключительная диагностика.
1. Диагностика восприятия.
2. Диагностика внимания.
3. Диагностика памяти.
4. Диагностика мышления.
Итого
1
1
1
1
68