Окружающий мир

Приложение к ООП НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа
учебного предмета
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для обучающихся 1-4 класса
2021-2022 учебный год

Предметная область: «Обществознание и естествознание (окружающий мир)»

Разработали:
Царук Н.А.
учитель начальных классов,
Шестакова Л.Н.
учитель начальных классов

Братский район
д. Кардой
2021г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, и
принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
– адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
учебной
деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1-4 КЛАССЫ
1

2
3
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:
Учащийся научится:
– принимать учебную задачу;
– принимать и сохранять учеб– планировать свои действия в ную задачу;
соответствии с поставленной зада- – учитывать выделенные учителем
чей
ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
Учащийся получит возможность
– планировать свои действия в
научиться:
– учитывать выделенные учите­ соответствии с поставленной задалем ориентиры действия в новом чей и условиями еѐ реализации, в
учебном материале в сотрудниче­ том числе во внутреннем плане;
– осуществлять пошаговый констве с учителем;
– планировать свои действия в троль по результату;
соответствии с поставленной за­ – адекватно воспринимать преддачей и условиями еѐ реализации, в ложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
том числе во внутреннем плане;
– осуществлять пошаговый кон­ – различать способ и результат
действия.
троль по результату.
Учащийся получит возможность
научиться:
– учитывать установленные пра­
вила в планировании и контроле спо­
соба решения;
– оценивать правильность вы­
полнения действия на уровне адек­
ватной ретроспективной оценки
соответствия результатов тре­
бованиям данной задачи;
– осуществлять итоговый кон­
троль по результату.

Учащийся научится:
– принимать и сохранять учебную
задачу;
– учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями еѐ реализации, в том
числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат
действия.
Учащийся получит возможность
научиться:
– планировать свои действия в
соответствии с поставленной за­
дачей и условиями еѐ реализации, в
том числе во внутреннем плане;
– оценивать правильность вы­
полнения действия на уровне адек­
ватной ретроспективной оценки
соответствия результатов тре­
бованиям данной задачи;

4
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
– планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в
том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат
действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в

– вносить необходимые корректи­
вы в действие после его завершения
на основе его оценки и учѐта харак­
тера сделанных ошибок, использо­
вать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного
результата, использовать запись в
цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звуча­
щей речи на русском, родном и ино­
странном языках.

цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
– проявлять
познавательную
инициативу в учебном сотрудниче­
стве;
– самостоятельно
учитывать
выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном мате­
риале;
– осуществлять констатирую­
щий и предвосхищающий контроль
по результату и по способу дейст­
вия, актуальный контроль на уров­
не произвольного внимания;
– самостоятельно
оценивать
правильность выполнения действия
и вносить необходимые корректи­
вы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце дейст­
вия.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
– проводить сравнение по заданным критериям;
Учащийся получит возможность
научиться:
– осуществлять анализ объектов
с выделением существенных
признаков.

Учащийся научится:
– проводить сравнение по заданным критериям;
– осуществлять анализ объектов с
выделением существенных признаков.

Учащийся научится:
– проводить сравнение по заданным критериям;
– осуществлять анализ объектов с
выделением существенных признаков;
– осуществлять запись (фикса-

Учащийся научится:
– проводить сравнение по заданным критериям;
– осуществлять анализ объектов с
выделением существенных признаков;
– осуществлять запись (фикса-

Учащийся получит возможность
научиться:
– осуществлять запись (фикса­
цию) выборочной информации о
себе самом;
– обобщать, т.е. выведение общ­
ности для класса единичных объ­
ектов, на основе выделения сущно­
стной связи;
– строить сообщения в устной
форме.

цию) выборочной информации о
себе самом;
– обобщать, т.е. выведение общности для класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
строить сообщения в устной форме.

цию) выборочной информации о
себе самом;
– обобщать, т.е. выведение общности для класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
строить сообщения в устной
форме;
–
строить рассуждения в
Учащийся получит возможность
форме связи простых суждений об
научиться:
–
строить рассуждения в
объекте, его строении, свойствах и
форме связи простых суждений об связях;
объекте, его строении, свойствах и – проявлять познавательную инисвязях;
циативу в учебном сотрудничестве;
– проявлять
познавательную – осуществлять подведение под
инициативу в учебном сотрудниче­ понятие на основе распознавания
стве;
объектов, выделения существенных
– осуществлять подведение под признаков и их синтеза.
понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных Выпускник получит возможность
признаков и их синтеза.
научиться:
– устанавливать аналогии
– осуществлять поиск необходи­
мой информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопе­
дий, справочников (включая элек­
тронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в
том числе контролируемом про­
странстве сети Интернет.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
– допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Учащийся научится:
– допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориенти-

Учащийся научится:
Выпускник научится:
– допускать возможность суще- – допускать возможность сущестствования у людей различных точек вования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадаю- зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориенти- щих с его собственной, и ориенти-

– задавать вопросы.
Учащийся получит возможность
научиться:
– учитывать разные мнения и
стремиться к координации различ­
ных позиций в сотрудничестве;
– договариваться и приходить
к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в си­
туации столкновения интересов.

роваться на позицию партнѐра в
общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;

роваться на позицию партнѐра в
общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнѐра
высказывания, учитывающие, что
партнѐр знает и видит, а что нет;
Учащийся получит возможность
– задавать вопросы;
научиться:
– строить понятные для парт­ – контролировать действия партнѐра высказывания, учитывающие, нѐра;
что партнѐр знает и видит, а что – использовать речь для регуляции своего действия.
нет;
– контролировать
действия
партнѐра;
Учащийся получит возможность
– использовать речь для регуля­ научиться:
ции своего действия.
– формулировать собственное
мнение и позицию;
– адекватно использовать рече­
вые средства для решения различ­
ных
коммуникативных
задач,
строить монологическое высказы­
вание, владеть диалогической фор­
мой речи.

роваться на позицию партнѐра в
общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать
собственное
мнение и позицию;
– договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнѐра
высказывания, учитывающие, что
партнѐр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнѐра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– адекватно использовать ком­
муникативные, прежде всего рече­
вые, средства для решения различ­
ных коммуникативных задач, стро­
ить монологическое высказывание
(в том числе сопровождая его ау­
диовизуальной поддержкой), вла­
деть диалогической формой ком­
муникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и

дистанционного общения;
– аргументировать свою позицию
и координировать еѐ с позициями
партнѐров в сотрудничестве при
выработке общего решения в со­
вместной деятельности;
– продуктивно
содействовать
разрешению конфликтов на основе
учѐта интересов и позиций всех
участников;
– с учѐтом целей коммуникации
достаточно точно, последова­
тельно и полно передавать парт­
нѐру необходимую информацию как
ориентир для построения дейст­
вия;
– задавать вопросы, необходи­
мые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с
партнѐром;
– осуществлять взаимный кон­
троль и оказывать в сотрудниче­
стве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать рече­
вые средства для эффективного
решения разнообразных коммуни­
кативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.

ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Учащийся научится:
Учащийся научится:
Выпускник научится:
Учащийся получит возможность
– находить в тексте конкретные
– находить в тексте конкретные – находить в тексте конкретные
научиться:
– использовать различные виды сведения, факты, заданные в явном сведения, факты, заданные в явном сведения, факты, заданные в явном
виде;
виде;
чтения: ознакомительное, изучаю­ виде;
– использовать различные виды
– вычленять содержащиеся в тек- – вычленять содержащиеся в тексте
щее, поисковое;
– находить в тексте конкретные чтения: ознакомительное, изучаю­ сте основные события и устанавли- основные события и устанавливать
вать их последовательность;
их последовательность;
сведения, факты, заданные в явном щее, поисковое.
виде.

Учащийся получит возможность
научиться:
– вычленять содержащиеся в
тексте основные события и уста­
навливать их последовательность;
упорядочивать информацию по за­
данному основанию;
– сравнивать между собой объ­
екты, описанные в тексте, выделяя
два-три существенных признака.

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя
два-три существенных признака;
– использовать различные виды
чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный
вид чтения в соответствии с целью
чтения.
Учащийся получит возможность
научиться:
– понимать информацию, пред­
ставленную в неявном виде (напри­
мер, находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведѐн­
ное утверждение; характеризо­
вать явление по его описанию; вы­
делять общий признак группы эле­
ментов);
– понимать информацию, пред­
ставленную разными способами:
словесно, в виде таблицы, схемы;
– ориентироваться в соответ­
ствующих возрасту словарях и
справочниках.

– сравнивать между собой объекты,
описанные в тексте, выделяя два-три
существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведѐнное утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять
общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами:
словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
– понимать текст, опираясь не
только на содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста;
– использовать различные виды
чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный
вид чтения в соответствии с целью
чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность
научиться:
 использовать формальные эле­
менты текста (например, подзаго­
ловки, сноски) для поиска нужной
информации;
 работать
с
несколькими
источниками информации;
 сопоставлять
информацию,
полученную
из
нескольких
источников.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Учащийся научится:
Учащийся научится:
Учащийся научится:
Выпускник научится:
– соотносить факты с общей идеей – соотносить факты с общей идеей
– пересказывать текст подробно и – пересказывать текст подробно и
текста, устанавливать простые свя- сжато, устно;
текста;
сжато, устно;
– формулировать несложные вы- зи, не показанные в тексте напря– соотносить факты с общей идеей – соотносить факты с общей идеей
мую;
воды, основываясь на тексте.
текста, устанавливать простые свя- текста, устанавливать простые свя– формулировать несложные выво- зи, не показанные в тексте напря- зи, не показанные в тексте напрямую;
Учащийся получит возможность ды, основываясь на тексте; находить мую;
аргументы, подтверждающие вывод; – формулировать несложные вы- – формулировать несложные вывонаучиться:
воды, основываясь на тексте; нахо- ды, основываясь на тексте; находить
– устанавливать простые связи,
не показанные в тексте напрямую; Учащийся получит возможность
дить аргументы, подтверждающие аргументы, подтверждающие вывод;
– находить
аргументы,
под­ научиться:
вывод;
– сопоставлять и обобщать содер– пересказывать текст подробно и – сопоставлять и обобщать содер- жащуюся в разных частях текста
тверждающие вывод.
сжато, устно;
жащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста
– сопоставлять и обобщать со­ информацию;
небольшое монологическое выскадержащуюся в разных частях тек­
ста информацию.
Учащийся получит возможность зывание, отвечая на поставленный
научиться:
вопрос.
– составлять на основании тек­
ста небольшое монологическое вы­ Выпускник получит возможность
сказывание, отвечая на поставлен­ научиться:
ный вопрос.
 делать выписки из прочитан­
ных текстов с учѐтом цели их
дальнейшего использования;
 составлять небольшие письмен­
ные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Учащийся научится:
Учащийся научится:
Учащийся научится:
Выпускник научится:
– участвовать в учебном диалоге – высказывать оценочные сужде– высказывать оценочные сужде- – высказывать оценочные суждепри обсуждении прочитанного или ния и свою точку зрения о прочи- ния и свою точку зрения о прочи- ния и свою точку зрения о прочипрослушанного текста.
танном тексте;
танном тексте;
танном тексте;
– определять место и роль иллю– определять место и роль иллю- – оценивать содержание, языковые
стративного ряда в тексте;
стративного ряда в тексте;
особенности и структуру текста;
Учащийся получит возможность
– участвовать в учебном диалоге
– на основе имеющихся знаний, определять место и роль иллюстранаучиться:
– высказывать оценочные сужде­
тивного ряда в тексте;
при обсуждении прочитанного или
жизненного опыта подвергать со-

ния и свою точку зрения о прочи­
танном тексте;
– определять место и роль иллю­
стративного ряда в тексте.

прослушанного текста.

мнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.

– на основе имеющихся знаний,
жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.

Учащийся получит возможность
научиться:
– на основе имеющихся знаний,
жизненного опыта подвергать со­
мнению достоверность прочитан­
ного, обнаруживать недостовер­
ность получаемых сведений, пробе­
лы в информации и находить пути Учащийся получит возможность
восполнения этих пробелов.
научиться:
– оценивать содержание, языко­ Выпускник получит возможность
вые особенности и структуру тек­ научиться:
ста.
 сопоставлять различные точки
зрения;
 соотносить позицию автора с
собственной точкой зрения;
 в процессе работы с одним или
несколькими источниками выяв­
лять достоверную (противоречи­
вую) информацию.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЗНАКОМСТВО СО СРЕДСТВАМИ ИКТ, ГИГИЕНА РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРОМ
Учащийся научится:
Учащийся научится:
Учащийся научится:
Выпускник научится:
–
выполнять
компенсирую- – выполнять компенсирующие фи- – использовать безопасные для – использовать безопасные для орщие физические упражнения (ми- зические
упражнения
(мини- органов зрения, нервной системы, ганов зрения, нервной системы,
ни-зарядку).
зарядку).
опорно-двигательного
аппарата, опорно-двигательного
аппарата,
эргономичные приѐмы работы с эргономичные приѐмы работы с
компьютером и другими средства- компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирую- ми ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (ми- щие физические упражнения (мини-зарядку).
ни-зарядку);
– организовывать систему папок
для хранения собственной инфорУчащийся получит возможность
мации в компьютере.
научиться:
использовать безопасные для орга­
нов зрения, нервной системы, опор­ Учащийся получит возможность

но-двигательного аппарата, эрго­
научиться:
– организовывать систему папок
номичные приѐмы работы с ком­
для
хранения собственной инфор­
пьютером и другими средствами
ИКТ.
мации в компьютере.
ТЕХНОЛОГИЯ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕР: ВВОД ТЕКСТА, ЗАПИСЬ ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ, ЦИФРОВЫХ ДАННЫХ
Выпускник научится:
Учащийся получит возможность
– сканировать рисунки и тексты.
научиться:
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность
научиться:
 использовать программу распо­
знавания сканированного текста
на русском языке.
ОБРАБОТКА И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Учащийся научится:
Выпускник научится:
– редактировать цепочки экранов – использовать сменные носители
сообщения и содержание экранов в
(флэш - карты);
соответствии с коммуникативной редактировать цепочки экранов
или учебной задачей.
сообщения и содержание экранов в
соответствии с коммуникативной
или учебной задачей включая
Учащийся получит возможность
редактирование текста;
научиться:
– использовать сменные носители – искать информацию в соответ(флэш -карты);
ствующих возрасту цифровых сло– искать информацию в соответ­ варях и справочниках, системе поствующих возрасту цифровых сло­ иска внутри компьютера;
варях и справочниках, системе по­
иска внутри компьютера.
Выпускник получит возможность
научиться:
 грамотно формулировать запро­
сы при поиске в Интернете и базах
данных, оценивать, интерпретиро­
вать и сохранять найденную ин­
формацию.
СОЗДАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЙ
Учащийся научится:
Выпускник научится:
Учащийся получит возможность
– создавать текстовые сообщения – создавать текстовые сообщения
научиться:

– создавать текстовые сообще­
ния и сохранять их;
– пользоваться основными сред­
ствами телекоммуникации.

и сохранять их;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации.

и сохранять их;
– создавать сообщения с использованием иллюстраций, , текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
Учащийся получит возможность
– пользоваться основными средстнаучиться:
– создавать сообщения с исполь­ вами телекоммуникации;
зованием иллюстраций, текста;
– готовить и проводить презен­ Выпускник получит возможность
тацию перед небольшой аудитори­ научиться:
– представлять данные;
ей.
–
участвовать в коллектив­
ной коммуникативной деятельно­
сти в информационной образова­
тельной среде.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Учащийся научится:
Выпускник научится:
– определять последовательность
– планировать
несложные
выполнения действий;
исследования объектов и процессов
внешнего мира.
– определять последовательность
Учащийся получит возможность
выполнения действий.
научиться:
– планировать
несложные
исследования объектов и процессов Выпускник получит возможность
внешнего мира.
научиться:
 проектировать
несложные
объекты и процессы реального ми­
ра, своей собственной деятельно­
сти и деятельности группы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования:
– получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого
мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобрести целостный взгляд на мир всего органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
– обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и
демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской
гражданской идентичности;
– приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных
наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более
понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем
окружении;
– получат возможность осознать своё место в мире на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного
опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность
его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить
небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
– примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные
нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и
социальной среде.

1

КЛАСС

Человек и природа
Учащийся научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (вода, снег, лед);
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств;
– проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных носителях) с целью по-

иска информации;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения.
Учащийся получит возможность научиться:
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно соблюдать режим дня;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей.
Человек и общество
Учащийся научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
– описывать достопримечательности столицы (Красная площадь, Кремль);
– различать прошлое, настоящее, будущее;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных носителях)
находить факты, относящиеся к образу жизни
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации.
Учащийся получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке,
– определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения.

2

КЛАСС

Человек и природа
Учащийся научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных электронных носителях)
с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных
устных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, карт) для поиска
необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;

– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащийся получит возможность научиться:
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей.
Человек и общество
Учащийся научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации; описывать
достопримечательности столицы; находить на карте мира Российскую Федерацию;
– соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов
на вопросы, объяснений, для создания собственных устных высказываний.
Учащийся получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения,
профессионального сообщества, этноса;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути еѐ достижения,
договариваться о распределении функций и ролей.

3

КЛАСС

Человек и природа
Учащийся научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
от- ношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащийся получит возможность научиться:
– готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной ги­
гиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации.
Человек и общество
Учащийся научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву,
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познава

тельной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных
или письменных высказываний.
Учащийся получит возможность научиться:
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения,
профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности.

4

КЛАСС

Человек и природа
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных электронных носителях,
в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
от- ношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и
видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презента­
ции по результатам наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего
региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на
карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его
главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
со- бытия с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на
«ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе
имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
чувств других людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,
включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая
тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного
учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в ин­ формационной образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты
и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные
размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам
звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный
спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в
родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края
(названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные
ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит,
кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения,
растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного
края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе
на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня;
личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила
пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб,

гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон
РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День
защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные
достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные
сведения из истории родного края.

2 класс
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название
нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб,
гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая
нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего
живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о
зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства
земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха
и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.
Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные
признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки
различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между
растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов,
обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и
рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и
животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и
мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры
воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства
воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями
дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из
истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной
площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от
глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и
т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя).
Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный;
пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по
выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста,
учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные
изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями
родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня.
Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и
лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности
врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность
дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных
средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой,
острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не
купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в
опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним
покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами
семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения
мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в
общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по
компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие
водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к
природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими
городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения
в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы
чтения карты.

3 класс
Как устроен мир
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой
природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными
и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие
память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного
дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное).
Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и
газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники
загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды
живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия
воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы,
представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы
живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной
деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, пихтовые), виды растений. Дыхание и питание
растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.
Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана
растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные,
предающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть
питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
роде и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги
. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в роде и
жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов.
Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители,
организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах
питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы.

Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в
организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение
и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического
труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги
здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет
ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии
водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении
безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие,
запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на
улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.
Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от
загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары
и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для
производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда
от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность
и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая
промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство
тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия
хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической
катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной

экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными
растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые
люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и
каждого человека.

4 класс
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и
спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник
Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и
времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью
глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние
на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в
истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических
проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное
наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых
объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и
реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов,
зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности
природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к
условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности
людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из
природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу
России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.
Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе
хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических
объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем
крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана
поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления
свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека.
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места
и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).
Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие
растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана
природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство,
цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите
урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически
чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого
скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних
животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в
природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и
животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласаопределителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их
распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных
ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров
растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;
знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное
общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о
чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом
крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир:
пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические
открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения
науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на
планете.
Страницы истории Отечества
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян,
их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.
Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий
Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.

Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в
XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический
подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии
Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–
XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России –
Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и
крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы
России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское
сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы
России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй –
последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование
СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов.
Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного
спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков,
улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края
(города, села).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в
современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное
устройство
России:
Президент,
Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,
исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематическое планирование
1 класс
№
урока

Кол-во
часов

Тема

1.

Задавайте вопросы.

Урок-игра.

2

Экскурсия "Что такое наша школа?"

1

3

Экскурсия "Что у нас на школьном дворе?"

1

4

Экскурсия "Что мы знаем о правилах дорожного движения?"

1

5

Что такое Родина?

1

6

Что мы знаем о народах России?

1

7

Что мы знаем о Москве?

1

8

Проект «Моя малая родина»

1

9

Что у нас над головой?

1

10

Что у нас под ногами?

1

11

Что общего у разных растений?

1

12

Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе?

1

13

Что это за листья? Экскурсия.

1

14

Что такое хвоинки?

1

15

Кто такие насекомые?

1

16

Кто такие рыбы?

1

17

Кто такие птицы?

1

18

Кто такие звери?

1

19

Что нас окружает дома?

1

20

Что умеет компьютер?

1

21

Что вокруг нас может быть опасным?

1

22

На что похожа наша планета?

1

23

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Презентация проекта «Моя малая Родина»

1

24

Как живет семья. Проект «Моя семья»

1

25

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

26

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

27

Как путешествует письмо.

1

28

Куда текут реки?

1

1

29

Откуда берутся снег и лед?

1

30

Как живут растения?

1

31

Как живут животные?

1

32

Как зимой помочь птицам?

1

33

Откуда берется и куда девается мусор?

1

34

Откуда в снежках грязь.

1

35

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и
куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1

36

Когда учиться интересно?

1

37

Проект «Мой класс и моя школа»

1

38

Когда придет суббота?

1

39

Когда наступит лето?

1

40

Где живут белые медведи?

1

41

Где живут слоны?

1

42

Где зимуют птицы?

1

43

Когда появилась одежда?

1

44

Когда изобрели велосипед?

1

45

Когда ты станешь взрослым?

1

46

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

47

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

1

48

Почему Луна бывает разной?

1

49

Почему идет дождь и дует ветер?

1

50

Почему звенит звонок?

1

51

Почему радуга разноцветная?

1

52

Почему мы любим кошек и собак?

1

53

Проект «Наши домашние питомцы»

1

54

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

55

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

56

Зачем мы спим ночью?

1

57

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

58

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

59

Зачем нам телефон и телевизор?

1

60

Зачем нужны автомобили?

1

61

Зачем нужны поезда?

1

62

Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?

1

63

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила
безопасности?

1

64

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила
безопасности?

1
ИТОГО

64

2 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Родная страна
Город и село. Проект «Родной город (село)»
Природа и рукотворный мир
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»
Неживая и живая природа
Явления природы
Что такое погода
В гости к осени (экскурсия)

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

9

В гости к осени (урок)

1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Звездное небо
Заглянем в кладовые Земли
Про воздух
Про воду
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
Комнатные растения
Животные живого уголка
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под
защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Что такое экономика
Из чего что сделано
Как построить дом
Какой бывает транспорт
Культура и образование
Все профессии важны. Проект «Профессии»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

В гости к зиме (экскурсия)
В гости к зиме (урок)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и
села»
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или
Возьмем под защиту», «Профессии»
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
Берегись автомобиля!
Школа пешехода
Домашние опасности
Пожар
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и
безопасность»
Наша дружная семья
Проект «Родословная»
В школе
Правила вежливости
Ты и твои друзья
Мы – зрители и пассажиры
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Посмотри вокруг
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности
Формы земной поверхности
Водные богатства
В гости к весне (экскурсия)
В гости к весне (урок)
Россия на карте
Проект «Города России»
Путешествие по Москве

61

Московский Кремль

1

62

Город на Неве

1

63

Путешествие по планете

1

64

Путешествие по материкам

1

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

66

Впереди лето

1

67
68

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны
мира».
ИТОГО

1
1

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

68

3 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36
37.
38
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

Тема
Природа. Ценность природы для людей
Человек.
Наши проекты: «Богатства, отданные людям».
Общество.
Что такое экология.
Природа в опасности! Охрана природы.
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ
Воздух и его охрана.
Вода.
Превращения и круговорот воды.
Берегите воду!
Что такое почва.
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто что ест.
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни.
Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная
работа.
Организм человека.
Органы чувств.
Надёжная защита организма.
Опора тела и движение.
Наше питание.
Наши проекты: «Школа кулинаров».
Дыхание и кровообращение.
Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.
Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки.
Наши проекты: «Кто нас защищает».
Опасные места.
Природа и наша безопасность.
Резерв Экологическая безопасность.
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.
Для чего нужна экономика.
Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57
59
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Полезные ископаемые
Растениеводство.
Животноводство.
Какая бывает промышленность.
Наши проекты: «Экономика родного края».
Что такое деньги.
Государственный бюджет.
Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.
Золотое кольцо России.
Золотое кольцо России.
Наши проекты: «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
Что такое Бенилюкс.
В центре Европы.
По Франции и Великобритании.
На юге Европы.
По знаменитым местам мира.
Резерв Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».
Проверочная работа.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

4 класс
№
ур
ока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

40

Тема
Мир глазами астронома
Планеты Солнечной системы
Звездное небо – Великая книга Природы
Мир глазами географа
Мир глазами историка
Когда и где?
Мир глазами эколога
Сокровища Земли под охраной человечества
Проверка и оценка достижений по разделу «Земля и человечество»
Равнины и горы России
Моря, озера и реки России
Природные зоны России
Моря, озера и реки России
Тундра
Леса России
Лес и человек
Зона степей
Пустыни
У Черного моря. Проверка и оценка достижений
по разделу
«Природа России»
Наш край
Поверхность нашего края
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства
Земля-кормилица
Жизнь леса
Жизнь луга
Жизнь в пресных водах
Экскурсии в природные сообщества родного края
Экскурсии в природные сообщества родного края
Экскурсии в природные сообщества родного края
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
Растениеводство в нашем крае
Животноводство в нашем крае
Презентация проектов (по выбору)
Начало истории человечества
Мир древности: далекий и близкий
Средние века: время рыцарей и замков
Новое время: встреча Европы и Америки
Проверка и оценка достижений по разделу «Страницы Всемирной
истории»
Жизнь древних славян

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

60
61
62
63
64
65
66
67
68

Во времена Древней Руси
Страна городов
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Куликовская битва
Иван Третий
Мастера печатных дел
Патриоты России
Петр Великий
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Великая
Отечественная война 1812 года
Страницы истории XIX века
Россия вступает в XX век
Страницы истории 1920-1930-х годов
Великая война и Великая Победа
Великая война и Великая Победа
Страна, открывшая путь в космос. Проверка и оценка достижений
по разделу
Основной закон России и права человека
Мы – граждане России

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествия по России
Путешествия по России
Путешествия по России
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
Презентация проектов (по выбору)

1
1
1
1
1
1
1

ИТОГО

1
1

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89500577436

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».