Акварелька 1-4 класс

Приложение к ООП НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Акварелька»
для обучающихся 1-4 класса
2021-2022 учебный год

Направленность: «Духовно-нравственное»

Разработала:
Хацкевич С.А.

Братский район
д. Кардой

Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Акварелька»
для обучающихся 1-4 класса разработана на основе требований к результатам освоения
ООП НОО ФГОС МКОУ «Кардойская ООШ» в соответствии с ФГОС НОО.
Цель:
Создание условий образовательного пространства, способствующего проявлению
задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство. Воспитание
творческой личности, способной реализовать свой потенциал нетрадиционными
средствами изобразительного искусства.
Задачи:
- познакомить детей с возможностями изобразительного и декоративно-прикладного
искусства как средства выражения чувств и отношений к окружающему миру;
- научить восприятию и отображения цвета и формы предметов;
- сформировать представление о различных техниках художественного творчества;
- помочь освоить детям различные виды нетрадиционной художественной
деятельности (тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование
ладошкой, оттиск различными предметами, восковые мелки + акварель, свеча +
акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная,
кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, техника
«пуантуризма», рисование по рельефной поферхности, техника рисования по
«мокрому», чёрно-белый граттаж, цветной граттаж и множество других).
- дать дополнительные знания в области литературы, окружающего мира, музыки и
т.д. при проведении интегрированных занятий;
- научить детей создавать выразительных образы;
- сформировать у детей устойчивый интерес к
художественному труду,
усидчивость, настойчивость;
- воспитывать художественный вкус, умение понимать цветовые сочетания;
- формировать творческую направленность личности;
- развивать творческий потенциал детей средствами изобразительного искусства;
- развивать креативные способности и творческую активность;
- самостоятельность творческого подхода при выполнении заданий;
- развивать умение наблюдать окружающий мир, воспринимать его красоту, видеть
гармонию цветовых и пластических сочетаний.
- воспитывать любовь к искусству;
- развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой
активности,
художественно-творческой
активности,
художественных
способностей, фантазии;
- обучение
разнообразным
изобразительным
приемам,
знакомство
с
принадлежностями для рисования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Акварелька» реализуется через план
внеурочной деятельности ООП НОО МКОУ «Кардойская ООШ»
Программа рассчитана на 34 часа во 2, 3, 4 классах и 33 часа в 1 классе. Всего 152 часа.
Срок реализации программы – 4 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты













воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) ;
· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности.
·
учиться
совместно
с
учителем
и
другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;

· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные
образы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
· слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения
и поведения в школе и следовать им.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
2.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
-знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых
учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок,
пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение,
рельеф, мозаика.
3.
Уметь реализовывать
замысел
образа
с
помощью
полученных
на
уроках изобразительного искусства знаний.
Обучающийся научаться:
1-2 классы
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративноприкладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства,
переживания может передать художник);
-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму,
основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом
лист бумаги;
-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с
задачей и сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов
композиции, отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание
более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им,
но удаленных и т.д.);
-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать
художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.),
уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;
-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и
переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);
-составлять аппликационные композиции из разных материалов.
3 класс

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в
рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить
подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы),
с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные
отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного
предмета с особенностями другого;
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании
на темы и с натуры;
-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже,
портрете;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции,
штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи
действительности
4 класс
-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
цветом передавать пространственные планы;
-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
пользоваться техникой аппликации;
-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого
возможности композиции, рисунка, цвета;
-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
-проводить экскурсию по выставке работ.
Содержание программы
Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую
структуру.
1
2
3
4
Основные разделы программы
класс класс класс класс
1 Тактильное рисование
5ч
4ч
2 Использование
6ч
12 ч
9ч
дополнительных
средств 10 ч
выразительности
3 Новый способ использования привычных 14 ч
8ч
6ч
14 ч
инструментов рисования
4 Правополушарное рисование
8ч
13 ч
6ч
5 Смешение техник
4ч
8ч
3ч
3ч
Всего
33 ч
34 ч
34 ч
34 ч
Описание разделов программы по классам
№
Разделы
п/п программы
1 класс - 33 часа
1

Тактильное
рисование

Всего
часов

Темы для изучения.

5

Рисование в технике пуантилизма. Портрет в моей
ладошке. Ладонь, как способ нанесения изображения.

2

Использование
дополнительных
средств
выразительности

3

Новый
способ 14
использования
привычных
инструментов
рисования

4

Смешение техник.

10

4

2 класс - 34 часа
1
Тактильное
4
рисование
2
6
Использование
дополнительных
средств
выразительности
3
Новый
способ 8
использования
привычных
инструментов
рисования
4

Правополушарное
рисование

5

Смешение техник.

Поверхность из мазков. Как в технике граттаж
Рисуем по рельефной поверхности. Рисуем ватной
палочкой. Кляксография с трубочкой. Рисование
ребром картона. Ниткография.

8

8

3 класс - 34
1
12
Использование
дополнительных
средств
выразительности
2
Новый
способ 6
использования
привычных
инструментов
рисования

3

Правополушарное

Пластилиновая живопись.
Рисуем по рельефной поверхности. Рисуем по
рельефной поверхности. Чувство цвета. Рисуем
ватной палочкой. Кляксография с трубочкой.
Рисование ребром картона и смятым листом бумаги.
Набрызгивание.
Свеча плюс акварель Рисуем
мыльными пузырями.
Цветные карандаши: красный, синий, жёлтый.
Смешение цветов. Способы растушовки. Трафареты,
линейка и скотч. Стержень сложной формы.
Смешение цветов. Штриховка и тонировка
фломастерами. Восковые мелки и акварель. Гуашь.
Кисть для клея. Знакомая форма – новый образ.
Рисуем узор подручными средствами: резинка,
пробка, По мокрому или по влажному. Монотипия.
Кляксография с трубочкой, ватная палочка.
Самостоятельный выбор техник рисования для
создания рису

13

Штампы, способы нанесения оттиска луковицей.
Гуашь.
Рисование на цветной бумаге жёсткой
кистью. Акварель. Способы нанесения оттиска,
штампы. Штампы, рисование на цветной бумаге
Создание рисунка способом выдавливания. Один из
способов рисования стиральной резинкой.
Рисунок в технике медитации. Узнавание героя по
контуру. Рисунок в технике аэрографии. Приём
рисования по сырому, или равномерно окрашенному.
Печатанье рисунков водяными кляксами.
Рисунки детей в известных им техниках. Групповая
работа. «Я – юный художник» - самостоятельный
выбор техники рисования и составление рисунка.
Чёрно – белый граттаж. Цветной граттаж. Овладение
техникой рисования на наждачной бумаге. Соль в
акварели.
Цветные карандаши: красный, синий, жёлтый.
Смешение цветов. Цветные карандаши. Способы
растушовки. Как рисовать текстом. Штриховка.
Рисование резинкой. Создание различных тонов и
оттенков в рисунке путём наложения карандашных
штрихов,
карандашной
пыли.
Использование
вариаций одного цветового тона в рисунке. Рисование
на цветной бумаге цветными карандашами.
Вазы лица: упражнение для обоих полушарий.

рисование

4

Смешение техник

4 класс - 34 часа
1
Использование
дополнительных
средств
выразительности
2

3

4

Копирование изображения, перевёрнутого вверх
ногами. Чистое контурное рисование ладони левой
руки. Модифицированное контурное рисование.
Иллюзорное восприятие. Перевёрнутое рисование.
Акватипия – печатание рисунков водяными красками
(акварель, гуашь). Техника рисования плёнкой.
Работа с пятнами краски на бумаге.
Рисование в известных учащимся техниках. «Я –
юный художник» - самостоятельный выбор техники
рисования и составление рисунка.

3

8

Новый
способ 14
использования
привычных
инструментов
рисования
Правополушарное
6
рисование
Смешение техник

3

Эффект акварели при рисовании фломастерами.
Чёрно белый граттаж. Рисунок фломастерами на
пластиковой основе. Печать влажной бумагой.
Осваиваем технику заливки ребром картона. Цветной
граттаж.
Сюжет рисунка с рельефной поверхностью.
Акварельная бумага. Разновидность штриховки.
Многоцветие. Сюжет рисунка с рельефной
поверхностью. Трафареты, акварель и зубная щётка.
Рисуем губкой и гуашью.
Овладеваем техникой рисования «мраморная бумага»
Рисунки в технике рисования кефиром. Работа с
пятнами краски на бумаге.
Рисование в известных учащимся техниках. «Я –
юный художник» - самостоятельный выбор техники
рисования и составление рисунка.

Тематическое планирование
1 класс
№
урока
1

2
3
4
5
6
7
8
9

Тема

Практическое задание

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Цветные
карандаши:
Традиционные типы штриховки.
красный, синий, жёлтый.
Смешение цветов.
Рисуем смешных «пушистиков».
Цветные
карандаши.
Смешение цветов.
Карандашная пыль. Одуванчик.
Цветные
карандаши.
Способы растушевки.
Как спрятать зайца от волка?
Трафареты, линейка и скотч.
Осенние листья
Рисуем
по
рельефной
поверхности.
Один из способов штриховки.
Рисуем
по
рельефной
поверхности.
Знакомство со своими фломастерами.
Стержень сложной формы.
Смешение цветов.
Пуантилизм.
Чувство цвета. Рисуем ватной
палочкой.
Трафареты.
Штриховка
и
тонировка
фломастерами.

Кол-во
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1

10
11

12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25/26
27
28
29

30
31
32
33

№
урока
1

2
3

4
5

Узоры на окнах.
Осенняя ветка.

Кляксография с трубочкой.
Смешение
техник.
Кляксография с трубочкой,
ватная палочка.
Штамп (оттиск) – как способ нанесения Рисование ребром картона и
изображения.
смятым
листом
бумаги.
Гуашь.
Рисуем созвездия.
Набрызгивание. Гуашь и
цветная бумага.
Открытие белого. Берёзовая роща.
Набрызгивание.
Зимние узоры.
Свеча плюс акварель
Игрушки на новогоднюю ёлку.
Восковые мелки и акварель.
Китайская ваза.
Монотипия предметная.
Волшебные цветы и бабочки.
Монотипия
Вид на реку.
Монотипия пейзажная.
Сухая кисть и пушистая поверхность.
Гуашь. Кисть для клея.
Чудо ладошки.
Рисование
в
технике
пуантилизма.
Чудо ладошки.
Портрет в моей ладошке.
Чудо ладошки.
Ладонь, как способ нанесения
изображения.
Чудо пена.
Рисуем мыльными пузырями.
Как в технике граттаж.
Пластилиновая живопись.
Знакомая форма – новый образ.
Чудо ножницы.
Знакомая форма – новый образ.
Волшебные предметы вокруг
нас.
Штамп (оттиск) – как способ нанесения Рисуем узор подручными
изображения.
средствами: резинка, пробка,
палочка…
По мокрому или по влажному.
Выдавливание рисунка.
Я рисую сам.
Самостоятельный
выбор
техник
рисования
для
Коллективная работа.
создания рисунка.
Творческий отчёт. Подведение итогов.
Выставка работ.
Всего:
2 класс
Тема
Практическое занятие
Вводное занятие.

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

1
1
1
1
33
Кол-во
часов
2

ИТБ.
Рисунки детей в известных
им техниках.
Рисовать это просто.
Рисунок
в
технике
медитации.
«В гостях у сказки» - иллюстрирование Узнавание героя по контуру. 1
любимой сказки.
Рисунок
в
технике
медитации.
Осенний букет.
Рисунок
в
технике 1
аэрографии.
Знакомая форма – новый образ.
Штампы, способы нанесения 1
оттиска луковицей.

6- 7
8

9

10
11
12
13
14-15
16
17
18
19
20 21
22 23
24
25
26
27

28
29
30-31
32
33

34

«Город мастеров» - работа в технике Овладение техникой граттаж
граттаж.
(чёрно-белый граттаж).
Это чудо гжель.
Гуашь.
Рисование на
цветной бумаге жёсткой
кистью.
Чудо – цветы. Жёстовская роспись
Гуашь. Способ рисования на
цветной бумаге жёсткой
кистью.
Приём рисования по сырому, или Акварель.
равномерно окрашенному.
Художественный
приём
«заливка». Акварель.
Способы
Рисование неба.
нанесения оттиска, штампы.
Рисование по сырому. Пейзаж.
Акварель
Кляксография
обычная.
Рисование Пейзаж
в
технике
природы.
кляксографии
Кляксография трубочкой.
Групповая работа. Смешение
техник.
Техника рисования «Свеча + акварель».
Городской
пейзаж.
Групповая работа. Смешение
техник.
Новогодняя ёлочка.
Рисование ребром картона.
Групповая работа.
Узор и орнамент. Создание своего Штампы,
рисование
на
орнамента штампами.
цветной бумаге.

2

Пластилиновая живопись.
Пластилиновая живопись.
Рисуем букеты.
Акватипия.

2
2
1
1

Поверхность из мазков.
Как в технике граттаж
Техника рисования плёнкой.
Печатанье
рисунков
водяными кляксами.
Полёт в космос.
Акварель плюс восковые
мелки.
Яблоня в цвету. Смешение техник на Использование
техник:
бумаге.
рисование
плёнкой,
восковыми
мелками,
аэрография.
Замысловатые узоры.
Ниткография.
По мокрому или по влажному.
Создание рисунка способом
выдавливания.
Герои комиксов.
Рисунок
в
технике
аэрографии.
Карандашная пыль.
Один из способов рисования
стиральной резинкой.
«Я – юный художник» - самостоятельный Смешение техник
выбор техники рисования и составление
рисунка.
Творческий отчёт. Выставка работ.
Подведение итогов работы в кружке.
Всего:
3 класс

1

1

1
1
1
1
2
2

1
1

1
1

1
1
2
1
1

1
34

№
урока

Тема

Практическое занятие

Колво
часов
ИТБ Рисование в известных 1
учащимся техниках. Рисунок в
технике медитации.
Создание
цветового
круга 1
карандашами и красками.
Рисование на цветной бумаге 1
цветными карандашами.
Как рисовать текстом.
1
Чёрно – белый граттаж.
2
Вазы лица: упражнение для обоих 2
полушарий.
Копирование
изображения, 1
перевёрнутого вверх ногами.
Цветной граттаж.
2
Чистое
контурное
рисование 1
ладони левой руки.
Цветной граттаж.
2
Модифицированное
контурное 1
рисование.
Иллюзорное восприятие.
1
Чёрно
–
белые
картинки. 1
Перевёрнутое рисование.
Штриховка. Рисование резинкой.
1
Создание различных тонов и 1
оттенков
в
рисунке
путём
наложения карандашных штрихов,
карандашной пыли.
Использование вариаций одного 1
цветового
тона
в
рисунке.
Рисование на цветной бумаге
цветными карандашами.
Акватипия – печатание рисунков 1
водяными красками (акварель,
гуашь).
Техника рисования плёнкой
1
2

1

Инструменты
и
принадлежности
необходимые для рисования в 3 классе.

2

Красота цвета.

3

Штриховка и тонировка.

4
5- 6
7 -8

Использование пустых пространств букв.
Магия ночи.
Опыт переключения слева направо.

9
10 11
12

Перевёрнутый рисунок: осуществление
перехода в П-режим
Контраст в искусстве.
Контурное рисование Николаидиса

13 14
15

Как в технике витража.
Герои комиксов.

16
17

Когда видишь то, во что веришь.
Логика света и тени.

18
19

Восприятие света и тени.
Традиционные и другие типы штриховки.

20

Традиционные
типы
Монохроматическая схема

21

Работа с пятнами краски на бумаге.

22
23-26

Воплощение воображения на бумаге.
Овладение техникой рисования на
наждачной бумаге.
Открытие белого.
Соль в акварели.
Техника рисования кефиром
Работа с пятнами краски на бумаге.
«Я – юный художник» - самостоятельный Смешение техник
выбор техники рисования и составление
рисунка.
Творческий отчёт. Выставка работ.
Подведение итогов работы в кружке
Всего:

27 28
29-32
33

34

штриховки.

4 класс

2
4
1

1
34

№
урока
1
2
3- 4
5
6- 7
8

9-10
11-12
13 14
15
16-19
20
21 22
23-26
27
28 29
30-32
33

34

Тема

Практическое занятие

Инструменты
и
принадлежности
необходимые для рисования в 4 классе.
Рисование по рельефной поверхности.
Цветные карандаши.
Рисунки
в
технике
пуантилизма
цветными фломастерами.
Рисование по влажной, но не мокрой
основе.
Магия ночи
Монотипия.

Колво
часов
известных 1

ИТБ Рисование в
учащимся техниках.
Сюжет рисунка с рельефной
поверхностью. Акварельная бумага.
Разновидность
штриховки.
Многоцветие.
Эффект акварели при рисовании
фломастерами.
Чёрно белый граттаж
Рисунок
фломастерами
на
пластиковой
основе.
Печать
влажной бумагой.
бумаге с Сюжет рисунка с рельефной
поверхностью.
рисования Работа с пятнами краски на бумаге.

Рисование на наждачной
крупным абразивом.
Овладеваем
техникой
«мраморная бумага»
Королевство Дракулы.
Открытие белого по мокрому в акварели.

Цветной граттаж.
Работа
кистью
и
ватными
тампонами.
Рисование на наждачной бумаге с мелким Сюжет рисунка с рельефной
абразивом.
поверхностью.
Сказочное королевство.
Осваиваем технику заливки ребром
картона.
Рисунки в технике аэрографии.
Трафареты, акварель и зубная
щётка.
Рисунки в технике рисования кефиром.
Работа с пятнами краски на бумаге.
Детские трафареты.
Рисуем губкой и гуашью.
Бал маскарад.
Цветной граттаж.
Когда не веришь тому, что видишь.
Осваиваем
технику рисования
тушью.
«Я – юный художник» - самостоятельный Смешение техник
выбор техники рисования и составление
рисунка
Творческий отчёт. Выставка работ.
Подведение итогов работы в кружк
Всего:

1
2
1
2
1

2

2
1
4
1
2
4
1
2
3
1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89500577436

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».