Финансовая грамотность 4 класс

Приложение к ООП НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для обучающихся 4 класса
2021-2022 учебный год
Направленность: «Социальное»

Разработала:
Зуева М.В.

Братский район
д. Кардой

Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» для обучающихся 4 класса разработана на основе требований к результатам
освоения ООП НОО ФГОС МКОУ «Кардойская ООШ» в соответствии с ФГОС НОО.
Программа «Финансовая грамотность» разработана на основе авторской программы Ю.
Корлюговой «Финансовая грамотность»: Учебная программа 2 – 4 классы, Москва «ВитаПРЕСС», 2014 год, в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.09.2009 №373, в ред. приказов от
26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357).
Цель: является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Задачи:
ознакомление с историей возникновения и развития денег;
комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной
эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности.
воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и
культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми;
совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные
связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и
навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
реализуется через план внеурочной деятельности ООП НОО МКОУ «Кардойская ООШ»
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
1.
Российская
гражданская
идентичность.
Осознание
этнической
принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся
на территории современной России.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего

социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Понимание цели своих действий;
Составление простых планов с помощью учителя;
Проявление познавательных и творческой инициативы;
Оценка правильности выполнения действий;
Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные УУД
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Коммуникативные УУД
Составление текстов в устной и письменной формах;
Умение слушать собеседника и вести диалог;
Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся научится:
понимать и правильное использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проводить элементарные финансовые расчёты.

Содержание курса внеурочной деятельности в 4 классе
1.Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с
высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают
их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Формы организации и виды деятельности
Проектная, исследовательская деятельность
2. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Формы организации и виды деятельности
Проектная, исследовательская деятельность
3.Что такое деньги и какими они бывают
Основные понятия: Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты
(банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары.
Формы организации и виды деятельности
устный опрос; письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
4.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота.
Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Формы организации и виды деятельности
Проектная, исследовательская деятельность
5. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение
безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Формы организации и виды деятельности
Проектная, исследовательская деятельность.
6. Откуда в семье деньги. Из чего складываются доходы в семье
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником
дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от
профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют
мошенники, которые обманом отбирают у людей
деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар.
Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие.
Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.
Кредиты. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный
минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции.
Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Формы организации и виды деятельности
тестовое задание; решение задач;
7. На что тратятся деньги.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы быва-

ют обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще
всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на
хобби, а
иногда и на вредные привычки.
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы.
Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы.
Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Формы организации и виды деятельности
графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
8. Как умно управлять своими деньгами.
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Формы организации и виды деятельности
творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Объяснять, как управлять деньгами.
Сравнивать доходы и расходы.
Объяснять, как можно экономить.
Составлять бюджет на простом примере.

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20-21

Тематическое планирование
Тема
1. Что такое деньги и какими они бывают
Что такое деньги и откуда они взялись.
Что такое деньги и откуда они взялись.
Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка».
История монет
Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Представление творческих
работ
Бумажные деньги
Безналичные деньги
Принцип работы пластиковой карты
Подготовка к проектной работе
Представление результатов исследований
Валюты
Тестирование по теме: «Какие бывают деньги»
Решение практических задач с использованием валютного курса
Викторина по теме «Деньги»
2. Из чего складываются доходы в семье
Откуда в семье берутся деньги.
Заработная плата. МРОТ. Наследство. Лотерея. Клад.
Откуда в семье берутся деньги. Собственность. Пособия. Займ.
Откуда в семье берутся деньги.
Ценные бумаги. Акции. Бизнес.
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2

22-23
24-25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

На что тратятся деньги. Необходимые, желательные, престижные расходы.
На что тратятся деньги. Расходы по срокам.
Воздействие рекламы на совершение покупок.
Составление плана расходов.
Тестирование по теме
4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал
Как правильно планировать семейный бюджет. Семейный бюджет.

2
2
1
1
1

Бюджет РФ.
Составление семейного бюджета на условных примерах.
Викторина по пройденным темам
Итоговая работа
Обзорный урок. Рефлексия
Итого

1
1
1
1
1
34

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89500577436

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».