Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа
учебного предмета
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для обучающихся 5-8 класса
2021-2022 учебный год
Предметная область: «Искусство»
Разработала:
Хацкевич С.А.
учитель музыкального искусства
Братский район
д. Кардой
2021г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе
российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их
роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация
себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и
отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового
общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность
основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение
к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5класс
1. Умение совместно с педагогом и
сверстниками определять цели
обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и
познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Учащийся сможет:
6класс
Регулятивные УДД
1. Умение совместно в группах при
сопровождении учителя определять
цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе
и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Учащийся сможет:
планировать будущие
образовательные результаты;
планировать будущие
образовательные результаты;
проблемы и определять главную
проблему;
ать версии решения
проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
ориентиры и приоритеты ссылками
на ценности, указывая и
обосновывая логическую
последовательность шагов.
проблемы и определять главную
проблему;
проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
7 класс
8 класс
1. Умение совместно в
микрогруппах/парах при
сопровождении учителя
определять цели обучения, ставить
и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной
деятельности.
Учащийся сможет:
1. Умение индивидуально при
сопровождении учителя
определять цели обучения,
ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной
деятельности.
Учащийся сможет:
планировать будущие
образовательные результаты;
проблемы и определять главную
проблему;
основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая
логическую последовательность
как шаги достижения
поставленной цели деятельности;
ориентиры и приоритеты
ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую
планировать будущие
образовательные результаты;
проблемы и определять главную
проблему;
проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
как ша
учебные задачи как шаги
достижения поставленной цели
деятельности;
ориентиры и приоритеты
ссылками на ценности, указывая и
последовательность шагов.
2. Умение совместно с педагогом и
сверстниками планировать пути
достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач. Учащийся
сможет:
2. Умение совместно в группах при
сопровождении учителя планировать
пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач. Учащийся
сможет:
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их
выполнения;
(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять
алгоритм их выполнения;
выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе
из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и
познавательной задачи;
на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую
последовательность шагов);
вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и
познавательных задач;
из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и
познавательной задачи;
краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить
адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность
шагов);
разных вариантов и
самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
2. Умение совместно в
микрогруппах/парах при
сопровождении учителя
планировать пути достижения
целей, в том числе
альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач. Учащийся
сможет:
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их
выполнения;
выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и
познавательных задач;
числе из предложенных
вариантов, условия для
выполнения учебной и
познавательной задачи;
на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать из предложенных
обосновывая логическую
последовательность шагов
достижения
2. Умение индивидуально при
сопровождении учителя
планировать пути достижения
целей, в том числе
альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач. Учащийся
сможет:
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их
выполнения;
выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе
из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной
и познавательной задачи;
на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую
последовательность шагов);
вариантов и самостоятельно
искать средства/ресурсы для
проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
затруднения при решении учебной
и познавательной задачи и
находить средства для их
устранения;
его для передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач определенного
класса;
свою индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение совместно с педагогом и
сверстниками соотносить свои
действия с планируемыми
результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в
процессе достижения результата,
определять способы действий в
рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Учащийся сможет:
планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной
деятельности;
проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
вариантов и самостоятельно
искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
решения задачи/достижения цели;
проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить
определять потенциальные
проблемы (выполнения проекта,
затруднения при решении учебной
средства для их устранения;
проведения исследования);
и познавательной задачи и
его для передачи другим людям в
затруднения при решении учебной находить средства для их
устранения;
виде технологии решения
и познавательной задачи и
практических задач определенного
находить средства для их
класса;
устранения;
его для передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
свою индивидуальную
его для передачи другим людям в
определенного класса;
образовательную траекторию.
виде технологии решения
практических задач
свою индивидуальную
определенного класса;
образовательную траекторию.
свою индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение совместно в группах при
3. Умение совместно в
3. Умение индивидуально при
сопровождении учителя соотносить
микрогруппах/парах при
сопровождении учителя
свои действия с планируемыми
сопровождении учителя
соотносить свои действия с
результатами, осуществлять
соотносить свои действия с
планируемыми результатами,
контроль своей деятельности в
планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей
процессе достижения результата,
осуществлять контроль своей
деятельности в процессе
определять способы действий в
деятельности в процессе
достижения результата,
рамках предложенных условии
достижения результата,
определять способы действий в
требований, корректировать свои
определять способы действий в
рамках предложенных условий и
рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Учащийся требований, корректировать свои
действия в соответствии с
сможет:систематизировать (в том
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией
числе выбирать приоритетные)
изменяющейся ситуацией.
Учащийся сможет:
критерии планируемых результатов и Учащийся сможет:
оценки своей деятельности;
(в том числе выбирать
приоритетные) критерии
(в том числе выбирать
выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки
своей деятельности;
оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого
результата;
для выполнения учебных действий
в изменяющейся ситуации и/или
при отсутствии планируемого
результата;
коррективы в текущую
деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения
запланированных характеристик
продукта/результата;
полученными характеристиками
продукта и характеристиками
процесса деятельности и по
завершении деятельности
предлагать изменение
характеристик процесса для
получения улучшенных
характеристик продукта;
оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого
результата;
для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при
отсутствии планируемого
результата;
по своему плану, вносить
коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений
ситуации для получения
запланированных характеристик
продукта/результата; устанавливать
связь между полученными
характеристиками продукта и
характеристиками процесса
деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для
получения улучшенных
характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и,
при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно
приоритетные) критерии
планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
аргументируя причины
достижения или отсутствия
планируемого результата;
планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
аргументируя причины
достижения или отсутствия
планируерезультата;
для выполнения учебных
для выполнения учебных действий действий в изменяющейся
в изменяющейся ситуации и/или
ситуации и/или при отсутствии
при отсутствии планируемого
планируемого результата;
результата;
вносить коррективы в текущую
вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа
деятельность на основе анализа
изменений ситуации для
изменений ситуации для
получения запланированных
получения запланированных
характеристик
характеристик
продукта/результата;
продукта/результата;
связь между
полученными характеристиками
полученными характеристиками
продукта и характеристиками
продукта и характеристиками
процесса деятельности и по
процесса деятельности и по
завершении деятельности
завершении деятельности
предлагать изменение
предлагать изменение
характеристик процесса для
характеристик процесса для
получения улучшенных
получения улучшенных
характеристик продукта;
характеристик продукта;
и, при необходимости, исправлять
при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4. Умение совместно с педагогом и
сверстниками оценивать
правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности
ее решения.
Учащийся сможет:
4. Умение совместно в группах при
сопровождении учителя оценивать
правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее
решения.
Учащийся сможет:
правильности (корректности)
выполнения учебной задачи;
правильности (корректности)
выполнения учебной задачи;
применение соответствующего
инструментария для выполнения
учебной задачи;
применение соответствующего
инструментария для выполнения
учебной задачи;
выработанными критериями оценки
и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая
результат и способы действий;
выработанными критериями оценки
и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая
результат и способы действий;
деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
ть достижимость
цели выбранным способом на
основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
динамику собственных
образовательных результатов
выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и
доступных внешних ресурсов;
динамику собственных
образовательных результатов
и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
определенным критериям в
соответствии с целью.
4. Умение совместно в группах
при сопровождении учителя
оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее
решения.
Учащийся сможет:
правильности (корректности)
выполнения учебной задачи;
применение соответствующего
инструментария для выполнения
учебной задачи;
выработанными критериями
оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств,
различая результат и способы
действий;
деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
цели выбранным способом на
основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
ошибки самостоятельно.
4. Умение индивидуально при
сопровождении учителя оценивать
правильность выполнения
учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Учащийся сможет:
правильности (корректности)
выполнения учебной задачи;
применение соответствующего
инструментария для выполнения
учебной задачи;
выработанными критериями
оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств,
различая результат и способы
действий;
деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
цели выбранным способом на
основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
динамику собственных
5. Владение основами самооценки.
Учащийся сможет:
собственную учебную и
познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся
в процессе взаимопроверки.
5. Владение основами
принятия решения. Учащийся
сможет:
собственную учебную и
познавательную деятельность
и деятельность других
обучающихся в процессе
взаимопроверки.
планируемые результаты
индивидуальной
образовательной
деятельности и делать
выводы;
учебной ситуации и нести за
него ответственность;
6. Умение определять понятия,
создавать обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать, выбирать
основания и критерии для
6. Умение определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать,
выбирать основания и критерии для
классификации. Учащийся сможет:
динамику собственных
образовательных результатов
5. Владение основами
самоконтроля. Учащийся сможет:
образовательных результатов
5. Владение основами
осуществления осознанного
выбора в учебной и
познавательной. Учащийся
сможет:
собственную учебную и
познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся
в процессе взаимопроверки.
собственную учебную и
познавательную деятельность и
планируемые результаты
деятельность других
индивидуальной образовательной обучающихся в процессе
деятельности и делать выводы;
взаимопроверки.
принимать решение в учебной
ситуации и нести за него
планируемые результаты
ответственность;
индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
причины своего успеха или
принимать решение в учебной
неуспеха и находить способы
ситуации и нести за него
выхода из ситуации неуспеха.
ответственность;
самостоятельно определять
причины своего успеха или
неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
6. Умение определять понятия,
создавать обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
какие действия по решению
учебной задачи или параметры
этих действий привели к
получению имеющегося продукта
учебной деятельности.
6. Умение определять понятия,
создавать обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
классификации. Учащийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные
ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку,
состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или
нескольких предметов, или явлений
и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в
группы по определенным
признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать
факты и явления;
• выделять явление из общего ряда
других явлений;
• определять обстоятельства,
которые предшествовали
возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие,
способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и
следствия явлений;
• вербализовать эмоциональное
впечатление, оказанное на него
источником.
основания и критерии для
ключевому слову, определяющие его классификации, устанавливать
причинно-следственные связи,
признаки и свойства;
строить логическое рассуждение.
Учащийся сможет:
состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
й признак двух или соподчиненные ключевому слову,
нескольких предметов, или явлений определяющие его признаки и
свойства;
и объяснять их сходство;
группы по определенным признакам, цепочку, состоящую из ключевого
слова и соподчиненных ему слов;
сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления;
или нескольких предметов, или
явлений и объяснять их сходство;
других явлений;определять
обстоятельства, которые
в группы по определенным
предшествовали возникновению
признакам, сравнивать,
связи между
классифицировать и обобщать
явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные факты и явления;
быть причиной данного явления,
ряда других явлений;
выявлять причины и следствия
явлений;
которые предшествовали
возникновению связи между
впечатление, оказанное на него
явлениями, из этих обстоятельств
источником.
выделять определяющие,
способные быть причиной
данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
впечатление, оказанное на него
источником;отхождение от
общих закономерностей к
частным
основания и критерии для
классификации, устанавливать
причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и
делать выводы.
Учащийся сможет:
соподчиненные ключевому слову,
определяющие его признаки и
свойства;
цепочку, состоящую из ключевого
слова и соподчиненных ему слов;
или нескольких предметов, или
явлений и объяснять их сходство;
в группы по определенным
признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать
факты и явления;
явлений;
которые предшествовали
возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие,
способные быть причиной
данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
впечатление, оказанное на него
явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие
признаки;
информацию, интерпретируя ее в
контексте решаемой задачи.
источником; строить рассуждение
от общих закономерностей к
частным явлениям и от частных
явлений к общим
закономерностям;
сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие
признаки;
информацию, интерпретируя ее в
контексте решаемой задачи;
на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности
информации.
7. Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
7. Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
7. Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
7. Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
предмет и/или явление;
предмет и/или явление;
предмет и/или явление;
между предметами и/или
явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью
знаков в схеме;
между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи
с помощью знаков в схеме;
между предметами и/или
явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью
знаков в схеме;
предмет и/или явление; связи
между предметами и/или
явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью
знаков в схеме;
реальный образ предмета и/или
явления;
условий задачи и/или способа ее
решения.
реальный образ предмета и/или
явления;
информационные модели с
выделением существенных
характеристик объекта для
реальный образ предмета и/или
явления;
создавать вербальные,
вещественные и информационные
модели с выделением
реальный образ предмета и/или
явления;
создавать вербальные,
вещественные и информационные
модели с выделением
определения способа решения
задачи в соответствии с ситуацией.
модели
существенных характеристик
объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с
ситуацией. модели с целью
выявления
общих
законов,
определяющих данную
предметную область;
существенных характеристик
объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с
ситуацией.
(многоаспектную) информацию из
графического или
формализованного (символьного)
представления в текстовое, и
наоборот; прямое, косвенное, от
противного
косвенное, от противного;
находить сложную по
составу
(многоаспектную)
информацию из графического или
формализованного (символьного)
представления
7. Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
8. Смысловое чтение. Учащийся
сможет:
8. Смысловое чтение. Учащийся
сможет:
8. Смысловое чтение. Учащийся
сможет:
информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
аться в содержании
текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать
текст;
описанных в тексте событий,
явлений, процессов;
описанных в тексте событий,
явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста.
описанных в тексте событий,
явлений, процессов;
резюмировать главную идею
текста;
«переводя» его в другую
модальность, интерпретировать
текст (художественный и
нехудожественный – учебный,
целью выявления общих законов,
определяющих данную
предметную область;
предмет и/или явление;
между предметами и/или
явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью
знаков в схеме;
реальный образ предмета и/или
явления;
создавать вербальные,
вещественные и информационные
модели с выделением
существенных характеристик
научно-популярный,
информационный, текст nonfiction).
объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с
ситуацией.
целью выявления общих законов,
определяющих данную
предметную область;
косвенное, от противного;
(многоаспектную) информацию из
графического или
формализованного (символьного)
представления в текстовое, и
наоборот;
действия, исправлять или
восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм
8. Смысловое чтение. Учащийся
сможет:
информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать
текст; находить взаимосвязь
описанных в тексте событий,
явлений, процессов;
резюмировать главную идею
текста;
преобразовывать текст,
«переводя» его в другую
модальность, интерпретировать
текст (художественный и
нехудожественный – учебный,
научно-популярный,
информационный, текст nonfiction);
9. Развитие мотивации к овладению
культурой активного
использования словарей и других
поисковых систем. Учащийся
сможет:
ключевые поисковые слова и
запросы.
9.Развитие мотивации к овладению
культурой активного использования
словарей и других поисковых
систем. Учащийся сможет:
ключевые поисковые слова и
запросы.
9. Развитие мотивации к
овладению культурой активного
использования словарей и других
поисковых систем. Учащийся
сможет:
сверстниками критически
оценивать
9.Развитие мотивации к
овладению культурой активного
использования словарей и других
поисковых систем. Учащийся
сможет:
ключевые поисковые слова и
запросы;
ключевые поисковые слова и
запросы;
электронными поисковыми
системами, словарями;
электронными поисковыми
системами, словарями;
множественную выборку из
поисковых источников для
объективизации результатов
поиска.
10. Умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в
группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета
интересов; формулировать,
выборку из поисковых.
10. Умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и
разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета
интересов; формулировать,
10.Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками; работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и
разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета
интересов; формулировать,
Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками; работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и
разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета
интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое
мнение. Учащийся сможет:
аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Учащийся сможет:
совместной деятельности;
совместной деятельности; -принимать позицию собеседника,
понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории.
совместной
деятельности;
аргументировать и отстаивать свое
мнение. Учащийся сможет:
ли в
совместной деятельности;
совместной деятельности;
принимать позицию собеседника,
совместной деятельности;
понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку
понимая позицию другого,
зрения), доказательство
различать в его речи: мнение (точку (аргументы), факты; гипотезы,
зрения), доказательство
аксиомы, теории;
(аргументы), факты; гипотезы,
ять свои действия и
аксиомы, теории;
действия партнера, которые
способствовали или
свои действия и
действия партнера, которые
препятствовали продуктивной
способствовали или
коммуникации;
препятствовали продуктивной
процессе учебной и познавательной
коммуникации;
деятельности;
процессе учебной и познавательной
отстаивать свою точку зрения, в
деятельности
дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать
свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен).
аргументировать и отстаивать
свое мнение. Учащийся сможет:
совместной деятельности;
совместной деятельности;
собеседника, понимая позицию
другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
действия партнера, которые
способствовали или
препятствовали продуктивной
коммуникации;
в процессе учебной и
познавательной деятельности;
корректно и аргументированно
отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать
свою мысль (владение
механизмом эквивалентных
замен);
собственному мнению, с
достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;
конфликтной ситуации;
дискуссии;
вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной
перед группой задачей.
альтернативное решение в
конфликтной ситуации;
дискуссии;
11.Умение при сопровождении
учителя использовать речевые
средства речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной
речью, монологической
контекстной речью. Учащийся
сможет:
11. Умение при сопровождении
учителя использовать речевые
средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической
контекстной речью. Учащийся
сможет: определять задачу
коммуникации и в соответствии с
ней отбирать речевые средства;
и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
средства в процессе коммуникации
с другими людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
письменной форме развернутый
план собственной деятельности;
письменной форме развернутый
речи, регламент в монологе и
11. Умение совместно в
микрогруппах/парах при
сопровождении учителя
использовать речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной
речью, монологической
контекстной речью. Учащийся
сможет:
коммуникации и в соответствии с
ней отбирать речевые средства;
речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т.
д.);
вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной
перед группой задачей.
11. Умение индивидуально
осознанно при сопровождении
учителя использовать речевые
средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной
речью, монологической
контекстной речью. Учащийся
сможет:
коммуникации и в соответствии с
ней отбирать речевые средства;
речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т.
д.);
план собственной деятельности;
дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
диалога и согласовывать его с
собеседником;
диалога и согласовывать его с
собеседником;
«клишированные» и оригинальные
тексты с использованием
необходимых речевых средств;
«клишированные» и оригинальные
тексты с использованием
необходимых речевых средств;
(средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего
выступления;
средства (средства логической
связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
письменной форме развернутый
план собственной деятельности;
речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
диалога и согласовывать его с
собеседником;
«клишированные» и
оригинальные тексты с
использованием необходимых
речевых средств;
средства (средства логической
связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под
руководством учителя;
делать оценочный вывод.
средства или
12. Умение совместно с педагогом
и сверстниками формировать и
развивать компетентности в
12. Умение совместно в группах при
сопровождении учителем
формировать и развивать
12. Умение совместно в
микрогруппах/парах при
сопровождении учителем
письм развернутый план
собственной деятельности;
речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
принимать решение в
ходе диалога и согласовывать
его с собеседником;
«клишированные» и
оригинальные тексты с
использованием необходимых
речевых средств;
средства (средства логической
связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
средства или наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под
руководством учителя;
достижении цели коммуникации
непосредственно после
завершения коммуникативного
контакта и обосновывать его.
12. Умение индивидуально при
сопровождении учителем
формировать и развивать
области использования
информационнокоммуникационных технологий
(далее – ИКТ). Учащийся сможет:
компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий
(далее – ИКТ). Учащийся сможет:
использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
технологии (включая выбор
адекватных задаче
инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и
коммуникационных учебных задач,
в том числе: написание писем,
сочинений, докладов.
технологии (включая выбор
адекватных задаче
инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в
том числе: написание писем,
сочинений, докладов, создание
презентаций.
формировать и развивать
компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий
(далее – ИКТ). Учащийся сможет:
использовать информационные
ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических
задач с помощью средств ИКТ;
технологии (включая выбор
адекватных задаче
инструментальных программноаппаратных средств и сервисов)
для решения информационных и
коммуникационных учебных
задач, в том числе: написание
писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций;
использовать адекватную
информационную модель для
передачи своих мыслей
средствами естественных и
формальных языков в
соответствии с условиями
коммуникации.
компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий
(далее – ИКТ). Учащийся сможет:
использовать информационные
ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических
задач с помощью средств ИКТ;
технологии (включая выбор
адекватных задаче
инструментальных программноаппаратных средств и сервисов)
для решения информационных и
коммуникационных учебных
задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание
презентаций;
использовать адекватную
информационную модель для
передачи своих мыслей
средствами естественных и
формальных языков в
соответствии с условиями
коммуникации
- выделять информационный
аспект задачи, оперировать
данными, использовать модель
решения задачи;
учетом этических и правовых
норм.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Обучающийся научится:
-знать имена великих русских и зарубежных композиторов, художников, поэтов, писателей и
наиболее известные их произведения
(3-4 из освоенных на уроках и во внеклассной деятельности);
-знать выразительные средства различных видов искусства;
-понимать роль и значение литературы и изобразительного искусства в создании музыкальных
произведений;
- различать основные жанры в музыке, использующие выразительные возможности других видов
искусства;
-узнавать изученные произведения, называть имена их создателей, пропевать основные
интонации и темы;
-уметь сравнивать различные произведения искусства, находить в них общее и специфическое.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для развития служительской, зрительской и исполнительской культуры; для
наполнения досуга художественными впечатлениями, общения на почве искусства, организации
музыкально-эстетической среды; для участия в музыкальных коллективах: хоре, ансамбле,
музыкальном театре, оркестре, в художественных событиях в школе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- активно использовать язык музыки и различные художественные материалы для освоения
содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в
процессе изучения музыки;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и свое отношение к музыкальным произведения;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
использовать навыки коллективной работы.
6 КЛАСС
Обучающийся научится:
-понимать, что искусство способно передавать атмосферу исторических событий, эмоции и
чувства людей и тем самым преобразовывать жизнь и духовный мир целых поколений;
-знать наиболее яркие классические произведения отечественных и зарубежных композиторов;
-знать важные вехи жизненного и творческого пути выдающихся композиторов, музыкантовисполнителей;
-уметь определять специфические черты русской народной музыки, основные её жанры,
звучание народных инструментов, ансамбля, оркестра;
-уметь пропевать (петь} главные темы (интонации) изучаемых музыкальных произведений, по
характерным признакам определять их авторов и названия;
- уметь приводить примеры воздействия музыки на окружающую действительность, отдельных
людей, самих школьников;
-уметь сопоставлять музыкальные образы произведений, различать способы их
драматургического развития.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обогащения художественного и жизненного опыта в процессе приобщения
к разным видам искусства, для развития эстетического восприятия музыки и эстетического
отношения к явлениям окружающей действительности, для организации досуга, наполненного
художественными событиями, для исполнения и театрализации народных обрядовых песен, игр,
праздников, для игры и импровизации на музыкальных инструментах, для разработки музыкальных
проектов (в том числе на базе информационно-коммуникационных технологий).
19
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов XIX века и определять
произведения разных жанров;
понимать особенности музыкальных жанров, определять произведения классической музыки
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции
на определенную тему.
7 КЛАСС
Обучающисйя научится:
-знать и понимать соотношение содержания и формы в становлении и развитии музыки как вида
искусства;
-понимать значение музыкального образа и музыкальной драматургии для развития
художественного замысла изучаемого произведения;
-знать выразительные возможности музыкального языка в воплощении художественной идеи
сочинений разных стилей, жанров и форм;
- понимать специфику оперной драматургии как синтетического театрально-музыкального
действия;
-знать произведения, вошедшие в золотой фонд музыкального искусства, преодолевшие
временные границы;
-уметь исследовать содержание музыкальных произведений, выявлять взаимосвязи музыкальных
образов, контрасты и противоречия в их развитии;
- различать особенности музыкальной драматургии музыкальных произведений разных эпох и
индивидуальных композиторских стилей;
-петь главные темы изученных произведений, рассказывать о композиторе и событиях его
времени в их звуковом осмыслении;
-воспринимать и сравнивать различные образцы музыки лёгких и серьёзных жанров;
- размышлять и высказывать собственные мнения о художественных ценностях произведений
современной популярной музыки разных стилей и направлений.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для развития общей музыкальной культуры как части всей духовной культуры,
для организации содержательного досуга, посещения филармонических концертов, прослушивания
музыки в домашних условиях, коллекционирования книг о музыке и музыкантах, записей
музыкальных произведений, для участия в деятельности музыкальных коллективов школы, домов
творчества, студий звукозаписи и элементарного музыкального творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
- называть имена великих русских и зарубежных музыкантов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать классических произведений русских композиторов XVIII – XIX
веков;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов XVIII века;
- называть имена выдающихся русских художников XIX века и определять произведения;
- понимать особенности музыкальных жанров, определять музыкальные произведения;
8 КЛАСС
Обучающийся научится:
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе
характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников,
скульпторов. режиссеров, узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее,
средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое
отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
20
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных
классических произведений;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на урок
Обучающийся получит возможность научиться:
- называть имена великих русских и зарубежных музыкантов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать классических произведений русских композиторов XVIII
– XIX веков;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов XVIII века;
- называть имена выдающихся русских художников XIX века и определять произведения;
- понимать особенности музыкальных жанров, определять музыкальные произведения;
ах, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
5 класс
Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и
зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности
каждого из искусств.Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры
инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах. Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на
телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания
музыкальных образов.
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические события, картины
природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Об раз
музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках.
Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и
живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы
борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и
живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и
живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных произведений.
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы.
Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт,
кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное
пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал,
токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз,
современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных
произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие
и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие
как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность),
контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления,
столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного
сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд,
ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфониядейство и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,
киномузыка.Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора:
Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с
литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения
музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена.
Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де,
музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя
(«искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы
воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии
крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация
искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные
интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения
учащимися содержания музыкальных произведений.
8 класс
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель
культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления
его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и
знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного
мышления.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека,
его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи
отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и
явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их
передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке,
литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.
Портреты наших великих соотечественников.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль
в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали,
проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс
коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер
искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство
художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к
современникам и потомкам.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.
Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и
природные явления в жизни и в искусстве.Творческий характер эстетического отношения к
окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей –
действительно существующей и порожденной фантазией художника.Красота в понимании
различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер).
Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арттерапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация,
идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок
читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного
произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Тематическое планирование
5 КЛАСС
№
урока
1ка
Что роднит музыку с литературой?
Кол-во
часов
1
2-4
Вокальная музыка
3
5-6
Фольклор в музыке русских композиторов
2
7
Жанры инструментальной и вокальной музыки
1
8
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества
1
9
«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны»
1
10
«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда 1
ты приходишь, красота?»
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии 2
задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не
знаешь»
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. 1
Оперная мозаика
11
12
13
Тема
14
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
1
15
Музыка в театре, кино, на телевидении
1
16
Музыка в театре, кино, на телевидении
1
17
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
1
18
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
1
19
«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные 1
струны: молитва, песнь, любовь...»
Звать через прошлое к настоящему. «Александр 2
Невский»
Музыкальная живопись и живописная музыка
2
20
21
22
23
24
1
27
Колокольные звоны в музыке и изобразительном
искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки
скрипки так дивно звучали...»
Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»
Образы борьбы и победы в искусстве
28
Застывшая музыка
1
29
Полифония в музыке и живописи
1
30
31
32
33
34
Всего:
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
«О доблестях, о подвигах, о славе...»
«В каждой мимолётности вижу я миры...»
Мир композитора.
1
1
1
1
1
34
25
26
1
1
1
6 КЛАСС
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема
Кол-во
часов
Удивительный мир музыкальных образов.
1
Образы романсов и песен русских композиторов. 1
Старинный русский романс. Песня-романс. Мир
чарующих звуков.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и 2
живописи. Картинная галерея.
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
1
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
1
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство
прекрасного пения.
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
Образы русской народной и духовной музыки. Народное
искусство Древней Руси.
«Фрески Софии Киевской»
«Перезвоны». Молитва.
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и
1
1
1
2
1
1
1
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
земное в музыке Баха.
Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. 1
Фуга. Хорал.
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
1
Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз – искусство
20 века.
Вечные темы искусства и жизни.
Образы камерной музыки.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа –
мозаика цветов?». Картинная галерея.
Образы симфонической музыки.
1
1
1
1
1
1
«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести 2
А.С.Пушкина.
Симфоническое
развитие музыкальных образов. «В 2
печали весел, а в веселье - печален». Связь времен.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
2
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
2
Мир музыкального театра.
2
Образы киномузыки.
Всего:
1
34
7 КЛАСС
№
уро
ка
1
2-3
4
5
6
7-8
9
10
11
12
13
14
15
17
18
19
20
Тема
Классика и современность
В музыкальном театре. Опера
Опера М.И. Глинки «Князь Игорь»
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»
В музыкальном театре. Балет
Балет Б.И. Тищенко «Ярославна».
Героическая тема в русской музыке.
В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
Опера Ж. Бизе «Кармен».
Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»
Сюжеты и образы духовной музыки.
Рок-опера Э.Л. Уэббера. «Иисус Христос – супер звезда».
Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского
«Ромео и Джульетта»
«Гоголь – сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю
«Ревизская сказка». Обобщение по разделу I.
Музыкальная драматургия – развитие музыки
Два направления в музыкальной культуре: светская и
духовная музыка
Камерная инструментальная музыка: этюд
Колич
ество
часов
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
21
22
2324
25
26
27
2829
30
Транскрипция
Циклические формы инструментальной музыки
Соната
8 КЛАСС
Симфоническая музыка
1
1
2
2
8 класс картина «Празднества» К.Дебюсси
Симфоническая
Инструментальный концерт
1
1
Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»
1
Музыка народов мира.
31
32
Популярные хиты
33
34
Всего:
2
2
34
8 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема
Искусство вокруг нас
Художественный образ – стиль – язык
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные
страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись
Зримая музыка
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
Портрет в искусстве России.
Портреты наших великих соотечественников Как начиналась
галерея
8. Портрет в искусстве России.
Портреты наших великих соотечественников Как начиналась
галерея
9. Музыкальный портрет
Александр Невский
10. Портрет композитора в литературе и кино
11. Мир в зеркале искусства
12. Роль искусства в сближении народов.
Искусство художественного перевода – искусство общения.
Как происхо-дит передача сообщений в искусстве?
1
13. Роль искусства в сближении народов.
Искусство художественного перевода – искусство общения.
Как происхо-дит передача сообщений в искусстве?
14. Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы
искусства
15. Художественные послания предков. Разговор с
современником.
1
16. Символы в жизни и искусстве.
1
7.
1
1
1
1
1
1
1
17. Музыкально-поэтическая символика огня
18. Что есть красота
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка
Есть ли у красоты свои законы
Есть ли у красоты свои законы
Всегда ли люди одинаково понимали красоту
Всегда ли люди одинаково понимали красоту
Великий дар творчества: радость и красота созидания
Как соотноситься красота и польза
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве
Преобразующая сила искусства
Преобразующая сила искусства
Преобразующая сила искусства
Преобразующая сила искусства
Преобразующая сила искусства
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».
Весенняя сказка «Снегурочка»
34. Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».
Весенняя сказка «Снегурочка»
Всего:
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34