ОДКНР 5 класс

Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа
учебного предмета
«Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
для учащихся 5 класса
на 2021 – 2022 учебный год
Предметная область: «Основы духовно-нравственной культуры России»
Разработала:
Прокопьева С.В.
Учитель: Основы духовно-нравственной
культуры России

Братский район
д. Кардой
2021г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1. Умение совместно с педагогом и сверстниками определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение совместно с педагогом и сверстниками планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение совместно с педагогом и сверстниками соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение совместно с педагогом и сверстниками оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самооценки.
Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
выбирать основания и критерии для классификации. Обучающийся сможет:
•
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
•
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
•
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
•
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
•
выделять явление из общего ряда других явлений;
•
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;
•
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
12. Умение при сопровождении учителя использовать речевые средства речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;

использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Предметные результаты
Обучающий научится:
- определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор,
эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в
исследовательских и иных работах;
- использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические,
географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о
расселении и проживании народов России, местах важнейших событий её прошлого и
настоящего;
- проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни, традиции, верования, быт,
фольклор многонационального народа России;
- выявлять характерные черты национальных характеров народов России;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства предметов
повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям отечественной
истории и культуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
- давать характеристику нравственным качествами духовным ценностям русского народа и
других народов России;
- сопоставлять нравственные понятия народов России, выявляя в них общее и различия;
- видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры (4ч)

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И.
Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа(14)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Уралбатыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических
чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда
Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби
Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах,
пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на
благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура(10ч)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней
Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое
время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога
– молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история
иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4ч)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии
права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир (2ч)
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного
мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.

Тематическое планирование
№
Тема
урока
В мире культуры (4ч)
1
Величие многонациональной российской культуры
2
Величие многонациональной российской культуры
3
Человек – творец и носитель культуры
4
Человек – творец и носитель культуры
Нравственные ценности (14ч)
5
«Береги землю родимую, как мать любимую»
6
«Береги землю родимую, как мать любимую»
7
Жизнь ратными подвигами полна
8
Жизнь ратными подвигами полна
9
В труде – красота человека
10
В труде – красота человека
11
«Плод добрых трудов славен»
12
«Плод добрых трудов славен»
13
Люди труда
14
Люди труда
15
Бережное отношение к природе
16
Бережное отношение к природе
17
Семья – хранитель духовных ценностей
18
Семья – хранитель духовных ценностей
Религия и культура (10ч)
19
Роль религии в развитии культуры
20
Роль религии в развитии культуры
21
Культурное наследие христианской Руси.
22
Культурное наследие христианской Руси.
23
Культура ислама
24
Культура ислама
25
Иудаизм и культура
26
Иудаизм и культура
27
Культурные традиции буддизма
28
Культурные традиции буддизма
Как сохранить духовные ценности (4ч)
29
Забота государства о сохранении духовных ценностей
30
Забота государства о сохранении духовных ценностей
31
Хранить память предков
32
Хранить память предков
Твой духовный мир (2ч)
33
Твой духовный мир
34
Твой духовный мир

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89500577436

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».