География Иркутской области

Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа
«География Иркутской области»
для учащихся 8 класса
на 2021 – 2022 учебный год
Предметная область: «Обществознание»

Разработала:
Прокопьева С.В.
Учитель географии

Братский район
д. Кардой
2021г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека
с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность
к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,

этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование
готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в
которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности
подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с
социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве
субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения
к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии
изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7.
Развитость
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как
особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего
Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Умение индивидуально при сопровождении учителя определять цели обучения,
ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение индивидуально при сопровождении учителя планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;

1.


обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из
предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию
3. Умение индивидуально при сопровождении учителя соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:

определять и систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)
критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность,
аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для
выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии
планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между
полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности
и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение индивидуально при сопровождении учителя оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;

анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно
пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;

оценивать
продукт
своей деятельности по заданным и/или

самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5.
Владение основами осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

вербализовать эмоциональное
впечатление, оказанное на него источником;

строить рассуждение от общих
закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям;

строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
совместно с учителем указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи
в
соответствии с ситуацией.

преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую

информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться
в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в
другую модальность, интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
совместно с педагогом и сверстниками критически оценивать содержание и форму
текста.
9. Развитие умения применять экологическое
мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие
другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
. Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей.
Умение индивидуально осознанно при
сопровождении учителя использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создаватьписьменные
«клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых
средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или
наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Умение индивидуально при сопровождении учителем формировать и развивать
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель
для передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- читать и анализировать картографические (диаграмма, графики) и
статистические материалы;
- описывать и характеризовать, ЭГП области, административных районов,
городов; составлять диаграммы, графики, картосхемы;
- распознавать и обозначать на контурной кapте города, месторождения
полезных ископаемых.
- объяснять: влияние геогpафичеcкого положения на особенности развития
хозяйства Иркутской области; особенности рельефа и полезных ископаемых в связи
с геологическим строением территории.
- составлять диаграммы, графики, картосхемы; распознавать и обозначать на
контурной кapте города, транспортную сеть, месторождения полезных ископаемых,
внутренние и внешние связи, схeмы взаимосвязей производства;
- устанавливать причинно-следственные связи в системе «общество и природа»
на основе анализа разных тематических карт;
- прогнозировать, перспективы социально-экономического развития области и
последствия антропогенного воздействия на окружающую среду;
- ранжировать и анализировать статистические матepиaлы.
-объяснять влияние геогpафичеcкого положения на особенности развития
хозяйства Иркутской области; особенности рельефа и полезных ископаемых в связи
с геологическим строением территории; влияние природно-климатических факторов
на специализацию
- сельскохозяйственного производства; различия в размещении, естественном и
механическом движении, половозрастной структуре в пределах области, влияние
природных и социально- исторических факторов на развитие.
Обучающийся получит возможность научиться:
 создавать простейшие географические карты различного содержания;
 моделировать географические объекты и явления;
 работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками
географической информации;
 подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
 ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
 составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической
оболочке;
 давать характеристику климата своей области (края, республики);
 обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства области;
 оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития
Иркутской области.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Региональный курс географии Иркутской области. Что изучает физическая
география Иркутской области. Источники географических знаний - учебное пособие,
атлас, рабочая тетрадь, краеведческая литература, материалы средств массовой
информации. Положение своего населенного пункта на карте области.
Практические (1) и творческие задания (2,3 по выбору)
-Знакомство с источниками географической информации и комплектом учебных
пособий по географии Иркутской oбласти.
-Подбор научно-художественных произведений и своём крае (стихи, песни, книги,
открытки, рисунки) - оформление выставки "Край родной навек любимый".
-Сообщение (реферат) о географических явлениях, процессах, событиях в области,
происходящих в последнее столетие по материалам областных (районных) газет, радио,
телевидения.
Тема 1: Территория, границы, географическое положение (3ч)
Иркутская область на картах мира, Евразии. России, Сибири. Координаты,
протяженность.
Континентальное
положение.
Естественные
(природные)
и
административные границы. Величина территории.
Практическое задание:
Отметить на карте границы области, ее крайние точки, определить их координаты,
подписать пограничные территории. Подписать областной и административный
(районный) центры, свой населенный пункт.
Тема 2: История исследования территории области (4 часа)
XVIIв. - пути землепроходцев и основание острогов. П. Пянда, В. Бугор, К.Иванов, Я.
Похабов, Е. Хабаров и др.
XVIIIв. - начало научных исследований территории области (Д.Г. Мессершмидт, И.Г.
Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги.)
ХIХ в.- учреждение РГО (1845 г.) и СО РГО (1851 г.) в Иркутске. А.Ф. Миддендорф,
П.А. Кропоткин, И.Д. Черский, А.Л. Чекановский, В.А. Обручев.
XX в.- Строительство Транссибирской железной дороги. Исследования современных
ученых - М.М. Кожов, В.А. Кротов, Г.И. Галазий, В.Б Сочава, В.В. Воробьев.
Практические (1,2) и творческое (3) задания:

-Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и да ты их
основания. Почему северные остроги основаны раньше, чем южные.
-Экскурсия в краеведческий музей.
-Доклады, рефераты, стенды об ученых-исследователях Иркутской области.
Тема 3: Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф (3 часа)
Основные структуры земной коры - платформа, складчатые пояса, впадины. Их
возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Полезные
ископаемые, закономерности их размещения.
Минеральные ресурсы области, проблемы их рационального использования. Ресурсы
своей местности. Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных
ископаемых и их переработке.
Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и геологией.
Особенности рельефа своей местности.
Практические (1,2,3) и творческие (4,5,6) задания:
1. Изучить по картам (атлас, с. 13-21) геологическое строение, тектонические
структуры и размещение полезных ископаемых. Нанести на карту крупные
месторождения угля, нефти и газа, золота, соли, слюды, подписать названия
месторождений.
2. Знакомство с коллекцией горных пород и полезных ископаемых своей местности.
3.Изучить по физической карте (атлас, с. 18) формы рельефа области. нанести на
контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие высоты
области и наименьшую высоту. Определить абсолютную высоту своей местности.
4. Составить описание рельефа своей местности, показать его влияние на
хозяйственную деятельность человека - размещение полей, пашни и огородов, постройку
жилищ, прокладку дорог и т.п.
5. Какие предприятия и учреждения по разработке и добыче минерального сырья
имеются в вашей местности? Как решаются проблемы рекультивации земель и
загрязнения окружающей среды.
6. Сообщения, рефераты, обсуждение по проблемам, рационального использования
природных ресурсов и загрязнения окружающей среды моей местности.
Тема 4: Климат (2 часа)
Климатообразующие факторы. Тип климата области, его особенности. Сезоны года.
Погода и климат своей местности. Неблагоприятные климатические явления (суровость,
летние заморозки, засухи и т.д.). Климат и здоровье человека.
Практическое (1) и творческие (2,3,4) задания:
1.Проанализировать климатическую карту (атлас, с. 22-23) (распределение температур и
осадков по территории области, максимальные и минимальные температуры, амплитуды
температуры и осадков, роза ветров). Континентальность климата.
2.Климат своей местности.
3.Местные приметы погоды, изменения самочувствия людей при резких переменах
погоды.
4.Загрязнение воздуха на территории своего района (по данным метеостанции,
сообщениям радио).
Тема 5: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота (2 часа)
Разнообразие и богатство вод области.
Реки. Влияние рельефа, климата на размещение, питание и режим рек. Характеристика
речной сети - Ангары, Лены, Нижней Тунгуски.
Озера и водохранилища. Байкал - уникальный водоём планеты.
Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Воды свое местности.
Многолетняя мерзлота.
Практические и творческие задания:

1.Знакомство с картой поверхностных вод (атлас, с, 24-25). Работа диаграммами и
текстом карт.
2.Круглый стол "Байкал - колодец планеты".
3.Подобрать стихи, песни, легенды, образные выражения о Байкале
4.Описание водоема своей местности. Качество питьевой воды.
5.Дискуссия - "Ангарские ГЭС и водохранилища", их "плюсы" и "минусы
6.Проблема качественной питьевой воды в области, меры по охране вод
7. Многолетняя мерзлота, ее влияние на природу и хозяйственное
освоение территории.
Тема 6: Почвы, растительный и животный мир (3 часа)
Почвы, их образование, значение в природе и жизни человека. Почвы тайги,
"островных" лесостепей и степей, горных территорий. Почвенно-земельные ресурсы
области и их охрана. Почвы своей местности.
Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников тайги. "Островные" лесостепи и
степи, древесная и травянистая растительность. Причины появления "островной"
растительности. Вертикальная поясность. Растительные ресурсы области, их охрана и
использование. "Красная книга" Иркутской области.
Разнообразие животного мира области. Видовой состав. Охотничье-промысловые
ресурсы области. Проблема охраны животных. "Красная книга" Иркутской области.
Практическое (1,3,4)и творческое (2,5,6,7) задания:
1.Знакомство с почвенной картой (атлас, с. 27).
2.Описание почв своей местности. Работы по улучшению плодородия почв на огороде,
дачном участке, в поле.
3. Знакомство с картой растительности (атлас, с. 26). Выделение высокогорной
растительности, темнохвоиных и светлохвоиных лесов, растительности равнинных
территорий.
4. Знакомство с зоогеографической картой (атлас, с. 28). Животные горной тундры,
тайги, лесостепей и степей.
5. Составить описание растительности своей местности . Использование даров природы
местным населением (описания, рассказы, выставки).
6. Сочинение, обсуждение на темы: а) "Нет леса - посади, мало леса - не руби, много
леса - береги"; б) "В лесу жить - голода не видать".
7. Животный мир своей (местности (можно водоема). Дать описание одного из
полюбившихся животных с использованием научно-художественной литературы и знаний
по биологии.
Тема 7: Природно-территориальные комплексы и охрана природы (2час)
Природно-территориальные комплексы тайги, "островных" лесостепеи и степей,
горных территорий, краткая их характеристика, охрана комплексов. Охраняемые
территории - заповедники, национальные парки, заказники. Памятник мирового наследия
- оз.Байкал.
Практическое (1) и творческие (2,3,4,5) задания:
1. Знакомство с картами физико-географического районирования (атлас. с. 29) и
экологических условий (атлас, с. 30-32), с видами загрязнений.
2. Описать один из типов охраняемых территорий - заповедник, национальный парк,
заказник.
3. Охрана оз.Байкал - всеобщая забота (стенды, рефераты, сообщения).
4. Экологические проблемы своей местности. Влияние экологических условий на
здоровье местного населения.
5. Составить характеристику ПТК своей местности - лес, луг, болото, склон горы,
водораздел.
Тема 8: Население Иркутской области (4 часа)

Динамика численности населения (переписи 1939-2010 гг.). Источники ее изменения естественное движение и миграция.
Возрастно-половая структура (особенности, сравнение с показателями по РФ,
Центральной и Южной России). Национальный состав населения. Рынок труда.
Расселение населения. Типы поселений (городские, сельские). Урбанизация, ее
региональные особенности. Плотность населения. Зоны расселения: северная и южная.
Социокультурный практикум
1. Проведите социологическое исследование:
а) Узнайте, сколько детей в семьях Ваших родных, знакомых, соседей,
друзей (10 семей). Результаты отразите в столбчатой диаграмме.
б) Выясните, сколько детей было у Вашей бабушки, прабабушки,
прапрабабушки; сравните с Вашей семьей, постойте график.
в) Выясните, где проживали Ваши родственники (в сельской, городской
местности); повлияла ли городская среда на изменение числа детей в семье?
г) Сделайте вывод на основании анализа графиков: идет ли сокраще
ние детности семьи. Укажите причины.
Тема 9: Природно-ресурсный потенциал области (2 часа)
Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, их запасы и различия
по территории.
Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые,
рекреационные ресурсы. Особенности их размещения и хозяйственная оценка.
Транспортно-географическое положение, как фактор освоения природно-ресурсного
потенциала. Проблемы рационального использования природных ресурсов.
Социокультурный практикум:
1.Составьте блок-схему размещения главных сырьевых баз области: и) существующих;
б) перспективных. Обоснуйте необходимость и целесообразность их эксплуатации.
2.Относятся ли к Иркутской области пророческие слова Д.И. Менделеева, высказанные
им в начале XX в: "Откуда происходит наша бедность?... Это совершенно ясно: от занятий
преимущественно первичными промыслами". Докажите это положение.
3.Добывающая промышленность области находится в критическом состоянии из-за
ряда причин: отсутствие средств на развитие данной капиталоёмкой отрасли, уменьшение
спроса на сырьё и др. Как вы считаете целесообразно поступить в данной ситуации:
а) законсервировать месторождение для лучших времён;
б) изыскать средства любым путём и вложить их в развитие добываю
щей промышленности;
в) привлечь иностранный капитал для совместных разработок;
г) полностью отдать месторождение на определённый срок иностранным
кампаниям, получив средства для решения других проблем области?
Определите свою позицию и обоснуйте правильность её выбора.
Тема 10: Хозяйство Иркутской области (5 часов).
Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйстваа. Особенности
развития в условиях становления рыночных отношений. Изменение форм организации
производства в связи с изменением форм собственности.
Главная отрасль народного хозяйства - промышленность. Структура промышленного
производства по видам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее
производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Характеристика главных отраслей: электроэнергетики, топливной, цветной металлургии,
лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности,
машиностроения, горнодобывающей промышленности. Факторы размещения и география
предприятий данных отраслей. Проблемы и перспективы развития промышленности.
Оценка основных источников загрязнения окружающей среды.

Сельское хозяйство. Земельный фонд, его структура. Сельскохозяйственные угодья, их
количественная и качественная оценка. Развитие растениеводства и животноводства.
Сельскохозяйственные районы их специализация. Обеспеченность сельскохозяйственной
продукцией населения области. Оценка воздействия сельского хозяйства на окружающую
среду.
Транспорт. Виды транспорта, получившие развитие в области. Густота транспортной
сети. Структура перевозки грузов, пассажиров, грузооборота и пассажирооборота по
видам транспорта. Характеристика видов транспорта. Транспортные магистрали. Виды
перевозимых грузов. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды.
Социокультурный практикум:
1.Многие называли ХХв - веком нефти. Как вы считаете, можно ли с уверенностью
утверждать, что нефть и газ в ХХ1в. будут рассматриваться в качестве основы топливного
баланса области? Ответ аргументируйте. Какой из этих видов ресурсов может стать
лидером в ХХ1в. и почему?
2.Проследите по картам атласа "Иркутск и Иркутска область" смену
сельскохозяйственной специализации с севера на юг и с запада на восток. Объясните,
какие факторы оказывают влияние на ее зональность сопоставление физикогеографических карт и специализации сельского хозяйства).
3. Какие виды транспорта можно выбрать, путешествуя из Иркутска в
Тайшет, Качуг, Балаганск, Ербогачен, Братск. Какой из городов имеет
наилучшую транспортную доступность и почему?
Какие проекты создания транспортных магистралей на севере области Вы могли бы
предложить. Аргументируйте ответ.
4. Подготовьте доклады о Кругобайкальской железной дороге. Обоснуйте возможность
использования ее для целей рекреации.
Тема 11: Внешние экономические связи области (3 час)
Внешние экономические связи - результат географического разделения труда.
Предпосылки участия области во внешнеэкономическом обмене - естественногеографические (богатство природно-ресурсного потенциала) и экономические
(эффективность производства отдельных видов продукции, потребность в продукции),
сдерживающий фактор -неблагоприятные транспортно-географические условия. Товарная
структура экспорта и импорта продукции. Внешние экономические связи со странами
СНГ и Балтии, со странами дальнего зарубежья.
Социокультурный практикум:
1. Проанализировать статистические материалы по внешней торговле области:
а) вычислить удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте за
1995 и 2009 гг. Выявить особенности его изменений.
б) Составить круговую диаграмму Товарная структура экспорта и им
порта области". Определить самый значимый товар (по стоимости) в
экспорте и импорте.
в) С какими странами область имеет тесные внешнеэкономические связи.
2. Создать картосхему "Внешние экономические связи Иркутской области".

Тематическое планирование
№
урока

Тема

Введение (1ч)
1
Что изучает география Иркутской области.
Территория, границы, географическое положение(3ч)
2
Географическое положение области. Величина территории.
3
ЭГП Иркутской области и его влияние на развитие экономики
4
Административно – территориальное устройство области.
История исследования территории области (4ч)
5
История исследования территории области в XVII-XX вв.
6
История исследования территории области в XVII-XX вв.
7
Исторические периоды освоения территории (до 1900г)
8
Советский и современный период освоения и формирования хозяйства
области
Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф (3ч)
9
Основные структуры земной коры и полезные ископаемые.
10
Основные структуры земной коры и полезные ископаемые.
11
Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и
геологией.
Климат (2ч)
12
Климат и его особенности.
13
Неблагоприятные климатические явления, их влияние на здоровье и
деятельность человека
Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота (2ч)
14
Реки, озера области. Подземные воды, многолетняя мерзлота.
15
Опасные природные явления, связанные с водами области»
Почвы, растительный и животный мир области (3ч)
16
Почвенные ресурсы области. Почвы своей местности
17
Тайга, лесостепь, степь.
18
Животный мир. Видовой состав. Охотничье-промысловые ресурсы. Охрана
животных
Природно – территориальные комплексы и охрана природы(2ч)
19
Природно – территориальные комплексы. Охраняемые территории
20
Природно – территориальные комплексы. Охраняемые территории
Население Иркутской области (4ч)
21
Динамика численности населения (переписи 1939-2010гг). Естественное
движение и миграции
22
Возрастно–половая структура населения. Национальный состав.
23
Рынок труда. Занятость населения.
24
Городское и сельское население. Расселение населения. Урбанизация, её
региональные особенности.
Природно-ресурсный потенциал области (2ч)
25
Минеральные ресурсы, их запасы и различия по территории.
26
Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные и охотничьепромысловые,
рекреационные
ресурсы.
Особенности
размещения.
Хозяйственная оценка.
Хозяйство Иркутской области (5ч)
27
Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйства.

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1

Промышленность. Характеристика главных отраслей (ТЭК, металлургия,
ЛПК, химическая, горнодобывающая, машиностроение). Проблемы и
перспективы промышленности.
29
Промышленность. Характеристика главных отраслей (ТЭК, металлургия,
ЛПК, химическая, горнодобывающая, машиностроение). Проблемы и
перспективы промышленности.
30
Сельское хозяйство. Оценка воздействия с/х на окружающую среду.
31
Транспорт, туризм
Внешние экономические связи области (3ч)
32
Внешние экономические связи.
33
Товарная структура экспорта и импорта продукции.
34
Урок обобщающего повторения (тестирование)
28

1

1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89500577436

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».