Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Подготовка ГИА по географии»
для обучающихся 9 класса
2021-2022 учебный год
Направленность: «Общеинтеллектуальное»
Разработала:
Прокопьева С.В.
Братский район
д. Кардой
Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подготовка ГИА по
географии» для обучающихся 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения
ООП ООО ФГОС МКОУ «Кардойская ООШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Цель: сформировать представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме
заданий, а также их уровне сложности, подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с
требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
- повторить и обобщить знания по географии за курс основной
общеобразовательной
школы;
- систематизировать информационный материал по разделам;
- выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка ГИА по географии» реализуется
через план внеурочной деятельности ООП ООО МКОУ «Кардойская ООШ»
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга
перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества
4. Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию
образадопустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур).
7. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
8. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных
связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность
в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности
подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной
средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной
деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного
партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
10. Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
-формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающий научится:
– осознанию роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических
районов.
– определять причины и следствия геоэкологических проблем;
– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
– прогнозировать особенности развития географических систем;
– прогнозировать изменения в географии деятельности;
– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных
компонентов географических систем.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими,
статистическими и др.;
– определять по картам местоположение географических объекта.
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
Содержание программы
Введение (2 часа)
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов
в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок
проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по
географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по
географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков.
Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии
контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации (4 часа)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и
элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек (6 часов)
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и
развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые,
зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их
виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и
сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы
Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат.
Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв
разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные
комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны (9 часов)
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение
суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы,
этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной
Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология (2 часа)
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России (11 часов)
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административнотерриториальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов,
факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.
Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы.
Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны.
Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и
основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный
потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей
промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Тематическое планирование
№
урока
Тема
Колво
часов
Введение (2 ч)
Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и
другие документы. Правила заполнения бланков.
2
Особенности экзаменационной работы по географии, структура и
демонстрационные версии КИМов.
Раздел I. Источники географической информации (4 ч).
3
Глобус, географическая карта.
4
План местности. Масштаб.
5
Градусная сеть.
6
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).
7
Земля как планета Солнечной системы.
8
Движения Земли.
9
Литосфера и геологическая история Земли.
10
Гидросфера. Атмосфера.
11
Биосфера. ГО.
12.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (9 ч).
13.
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
14
Особенности природы материков.
15
Население и численность населения Земли. Расы, этносы.
16
Материки и страны.
17
Африка. Австралия.
18
Антарктида. Южная Америка.
19
Северная Америка.
20
Евразия.
21
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)
1
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы
природопользования.
23
Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу.
Раздел V. География России (10 ч).
24
Особенности ГП России.
25
Часовые пояса.
26
Природа России .
27
Природные особенности России.
28
Население России.
29
Демографические показатели России.
30
Хозяйство России.
31
Отрасли хозяйства РФ.
32
Природно-хозяйственное районирование России.
33
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1