Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Экология»
для обучающихся 7 класса
2021-2022 учебный год
Направленность: «Духовно-нравственное»
Разработала:
Зуева М.В.
Братский район
д. Кардой
Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Экология» для
обучающихся 7 класса разработана на основе требований к результатам освоения ООП
ООО ФГОС МКОУ «Кардойская ООШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Цель: превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание
стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья,
качества окружающей среды.
Задачи:
углубить теоретические знания учащихся в области экологии,
научить детей использовать имеющиеся знания о природе в повседневной жизни;
обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать
свою точку зрения;
развивать природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного
отношения к природе и здоровью человека;
развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации и
первоначальные умения исследовательской деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» реализуется через план
внеурочной деятельности ООП ООО МКОУ «Кардойская ООШ»
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
1.
Российская
гражданская
идентичность.
Осознание
этнической
принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом,
к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных
вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение самостоятельно соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять и систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно
4. Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности.
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией.
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм.
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
самостоятельно критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие умения применять экологическое мышление в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять
взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
11. мение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12. Умение самостоятельно осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Умение самостоятельно формировать и развивать компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
14. Умение самостоятельно формировать и развивать компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
15. создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни
человека, форм и способов его общения, их влияния на здоровье человека;
устанавливать причинно-следственные связи между разнообразием генетической
информации, биоразнообразием, разнообразием этнокультур и выживанием человечества;
приводить примеры сохранения биологического разнообразия, возрождения
культуры коренных народов своей местности;
обосновывать значение общения с природой для телесного и психического
здоровья человека;
перечислять технические средства связи, способы их безопасного использования;
использовать способы организации экологически безопасной видео- и аудиосреды;
приводить мнения разных специалистов (психологов, медиков, историков,
священнослужителей, представителей правоохранительных органов) о негативном
влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека;
называть способы распознавания информационного терроризма и защиты от него;
в ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя,
наркотиков, интимных отношений;
называть цели экологического просвещения, его принципы и формы;
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать
данные
науки,
культурно-исторические
материалы
и
художественные произведения при обосновании роли общения для полноценного развития
человека;
называть существенные признаки мягкого управления и применять его при работе
в команде для выполнения экологического проекта;
участвовать в эколого-просветительском проекте.
Содержание программы
Раздел 1. Введение
Экология человека. Что изучает экология человека. Человек в природном и
социальном окружении. Химические, физические, биологические и информационные
экологические факторы. Экологические проблемы изменения информационной среды
жизни современного человека, форм и способов его общения. Экосистемная
познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного
окружения.
Клуб как форма общения по интересам. Цели и задачи клуба «Экология общения».
Модель успешного общения современного человека. Задачи личностного роста.
Формы организации внеурочной деятельности:
Заседания дискуссионного клуба.
Практикум «Безопасно ли я пользуюсь информацией?».
Почтовый ящик «Моѐ информационное окружение: нужен совет».
Раздел 2. Информация как экологический фактор
Природная информация как среда жизни человека. Роль биологического
разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании. Экологические
последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов.
Формы сохранения ценной биологической информации. Генно-инженерная модификация
растений и животных как проблема биологической этики. Задача сохранения
генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение как факторы, снижающие
генетическое здоровье человека. Общение с природой, его формы. Роль восприятия
природных форм, звуков, цвета, запахов, поверхностей природных объектов для телесного
и психического здоровья человека. Ценность природной среды в культуре народов
России.
Социальная информация как среда жизни человека. Культура как источник
информации о способах рационального природопользования. Роль этнокультурного
многообразия для становления экологической культуры общества устойчивого развития.
Формы сохранения ценной культурной информации. Нарастающий дефицит
этнокультурной информации как глобальная экологическая проблема. Общение человека
с людьми как необходимое условие его полноценного развития. Ценность человеческого
общения в культуре народов России. Ценность коммуникативных умений для
современного человека. Формы общения. Дискуссия как форма обсуждения спорных
вопросов для достижения общей точки зрения.
Формы организации внеурочной деятельности:
Заседания дискуссионного клуба.
Работа в библиотеке, Интернете. Выписки с библиографическими ссылками.
Дискуссии «Человек или Маугли: роль среды», «Как сохранить биологическое и
культурное разнообразие?».
Киноклуб: «Калина красная» (1973), режиссѐр В. Шукшин; «Чучело» (1983),
режиссѐр Р. Быков.
Практикум общения.
Эссе на тему «Общение в моей жизни».
Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде
Экологическая безопасность технических средств связи. Экологические риски
технических средств связи. Способы безопасного пользования техническими средствами
связи. Тезисная форма представления информации.
Безопасность видеосреды и аудиосреды человека. Опасность гомогенных и
агрессивных пространств. Их примеры. Видеоэкология. Опасности звуковой среды.
Шумы и вибрации. Способы организации безопасной видео- и аудиосреды человека.
Защита от психологических манипуляций. Примеры манипулятивного воздействия.
Уловки-манипуляции. Способы их нейтрализации. Нейтрализация логических ошибок.
Способы распознавания недостоверной информации
в рекламе.
Примеры
информационного терроризма. Способы его распознавания и защиты от него.
Способы противостояния опасным предложениям при общении. Досуговое общение
подростков о проблемах курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. Формы
предложения курения, алкоголя, наркотиков, ранних интимных отношений. Формы и
способы отказа. Язык — основа культурной среды человека. Противостояние
сквернословию. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья
человека. Личная позиция в дискуссии.
Формы организации внеурочной деятельности:
Заседания дискуссионного клуба.
Работа в библиотеке, Интернете.
Тезисы «Экологическая безопасность в информационной среде».
Экологическая гостиная как форма досугового общения.
Практикум по распознаванию опасной информации и способам еѐ избегания или
нейтрализации.
Дискуссия «Опасно ли сквернословие?».
Ролевая игра «Как отказаться от опасного общения?».
Киноклуб: документальные фильмы о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
Раздел 4. Работаем в команде
Социальное партнѐрство как условие устойчивого развития общества. Идеи
гармоничного, сбалансированного развития общества и природы. Роль социального
партнѐрства в их реализации. Ненасильственное общение. Диалог. Компромисс и уступка.
Конструктивная критика. Искусство спора. Аргументация. Избегание конфликтов. Выход
из конфликта.
Способы организации работы в команде. Мягкое управление. Принцип обратной
связи как сущность мягкого управления. Роль мягкого управления в предупреждении и
решении экологических проблем. Принципы работы команды. Сотрудничество и
взаимопомощь для достижения общей цели.
Формы организации внеурочной деятельности:
Заседания дискуссионного клуба.
Тренинг ненасильственного общения.
Ролевые игры «Ведѐм диалог», «Искусство спора», «Как выйти из конфликта».
Киноклуб: «Кандагар» (2010), режиссѐр А. Кавун.
Групповой проект на одну из экологических тем (по выбору).
Раздел 5. Учусь экологическому просвещению
Экологическое просвещение. Цели, принципы, формы (буклет, брошюра,
информационный листок, газета, агитационное выступление). Учѐт возрастных
особенностей аудитории, еѐ интересов.
Эколого-просветительский проект. Требования к проекту. Доказательность
(установление истинности или ложности тезиса), структура доказательства.
Убедительность (обоснование целесообразности принятия истинного тезиса с
использованием психологических средств). Экспертиза проекта.
Формы организации внеурочной деятельности:
Заседания дискуссионного клуба.
Просветительские проекты на экологическую тематику.
Экологическая экспертиза (просветительские киноролики, экологическая реклама).
Заключительное заседание дискуссионного клуба, подведение итогов. Выпуск
бюллетеня «Наше информационное окружение: даѐм советы».
Формы организации виды деятельности учащихся
№
1.
Виды деятельности
Познавательная
Формы организации деятельности
Письмо (конспектирование, реферирование, сообщение)
деятельность
2.
Творческая
деятельность
3.
Совместнораспределенная
проектная
деятельность
Учебноисследовательская
деятельность
Деятельность
управления
системными
объектами
(группами людей)
Рефлексивная
деятельность
(контрольнооценочная
деятельность)
4.
5.
6.
7.
Совместно распределенная
учебная
(образовательная)
деятельность
8.
Коммуникативная
деятельность
Чтение
Решение учебных задач
Сбор и обработка информации
Редактирование текста
Формы, направленные на самореализацию, самосознание,
самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конструирование,
моделирование, конференция, творческая мастерская, создание
презентаций, видеоклипа, сценария, работа с портфолио,
Формы, ориентированные на получение социально-значимого
продукта: решение учебных проектных задач, учебный проект
Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с
объектами, социального экспериментирования: подбор материала,
реферирование и т.д.
Формы, ориентированные на выстраивание отношений с
окружающими людьми, тактики собственного поведения,
управления малыми группами людей: инструктаж, консультации,
взаимопроверки, дискуссии и т.д.
Практическая работа
Самооценка участия в работе класса, группы и др.
Обозначения элементов «самоуправления»:
V Я понимаю информацию
? Не уверен, что понял (а)
X Не понял (а). Надо прочитать еще раз.
Личностно-ориентированные формы (включающие возможность
самостоятельного планирования и целеполагания, возможность
проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции –
контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.:
беседы, работа в малых группах, мастерские, экскурсии, семинары,
и т.д.).
Беседа, дискуссия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема
Раздел 1. Введение - 2 часа
1.
Экология человека. Экосистемная познавательная модель.
2.
Клуб как форма общения по интересам. Задачи личностного роста
Раздел 2. Информация как экологический фактор. -6 часов
3.
Природная информация как среда жизни человека
4.
Общение с природой, его формы.
5.
Социальная информация как среда жизни человека.
6.
Формы общения. Дискуссии «Человек или Маугли: роль среды»
7.
Киноклуб: «Калина красная» (1973), режиссѐр В.Шукшин.
8.
Киноклуб: «Чучело» (1983), режиссѐр Р.Быков.
Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде- 8 часов
Экологическая безопасность технических средств связиСпособы
9.
безопасного пользования средствами связи.
10.
Опасность гомогенных и агрессивных пространств.
11.
Способы организации безопасной видео- и аудиосреды человека.
Защита
от
психологических
манипуляций. Информационный
12.
терроризм.
Язык - основа культурной среды человека.Противостояние
13.
сквернословию. Дискуссия "Опасно ли сквернословие?"
14.
Способы противостояния опасным предложениям при общении.
Киноклуб: документальные фильмы о вреде курения, алкоголя,
15.
наркотиков.
Практикум по распознаванию опасной информации и способам еѐ
16.
избегания или нейтрализации. Ролевая игра «Как отказаться от
опасного общения?»
Раздел 4. Работаем в команде. - 7 часов
Социальное партнѐрство как условие устойчивого развития
17.
общества. Способы общения в команде. Ненасильственное общение
18.
Компромисс и уступка. Искусство спора. Аргументация.
19.
Избегание конфликтов. Выход из конфликта.
20.
Способы организации работы в команде. Мягкое управление.
Принципы работы команды. Сотрудничество и взаимопомощь для
21.
достижения общей цели.
22.
Киноклуб: «Кандагар» (2010г), режиссѐр А.Кавун
23.
Заседание дискуссионного клуба.
Раздел 5. Учусь экологическому просвещению.-11часов
Экологическое
просвещение. Эколого-просветительский
проект.
24.
Требования к проекту.
25.
Доказательность, структура доказательства. Убедительность.
26.
Экспертиза проекта
27.
Подготовка проекта
28.
Подготовка проекта
29.
Подготовка проекта
30.
Защита проекта.
31.
Экологическая экспертиза. Просветительские киноролики.
32.
Экологическая экспертиза. Экологическая реклама.
33.
Выпуск бюллетеня "Наше информационное окружение: даѐм советы"
34.
Заключительное заседание дискуссионного клуба, подведение итогов.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1