Элементарная топография

Приложение к ООП ООО
УНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Элементарная топография»
для обучающихся 8 класса
2021-2022 учебный год
Направленность: «Общеинтеллектуальное»

Разработала:
Прокопьева С.В.

Братский район
д. Кардой

Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Элементарная топография»
для обучающихся 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО
ФГОС МКОУ «Кардойская ООШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Цель: научить элементарным приемам измерений на местности, применять полученные навыки в
жизни, работать в команде и самостоятельно.
Задачи:
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных измерений на
местности;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включающего работу с
различными источниками географической информации;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Элементарная топография» реализуется через план
внеурочной деятельности ООП ООО МКОУ «Кардойская ООШ»
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
2.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества
4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
5.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его

мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образадопустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов,
процедур).
6.Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах.
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей
и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности
подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной
средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной
деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного
партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность
к исследованию природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умение управлять своей познавательной деятельностью;
- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
- Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом,
вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном
обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающий научится:
- основные географические понятия: абрис, схема, рисунок, план местности, карта,
азимут, масштаб, абсолютная и относительная высота, съемка местности, топография,
ориентирование;

- различия абриса, схемы, плана и карты;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек;
местоположение объектов;
- применять приборы и инструменты для маршрутной и полярной съемок местности;
- представлять результаты измерений в разной форме;
Обучающийся получит возможность научится:
- ориентироваться на местности и проводить съемки ее участков;
- чтению карт различного содержания;
- составлению абрисов, планов и карт;
- расчёту площадей сложных геометрических фигур.
Содержание программы
Введение (2 часа)
Содержание и структура курса «Введение в картографию». Предмет картографии, ее
основные разделы. Роль картографии и топографии. Выдающиеся картографы.
Современные концепции развития картографии.
Знание картографии в современном обществе. Связи картографии с другими науками:
математикой, геодезией, географией, геологией, техникой и автоматикой. Понятие о
географической картографии.
Тема 1. История картографии (2час)
Зарождение картографии. Картография новейшего времени. Международное
картографическое сотрудничество. Картография в системе наук. Связь картографии с
многочисленными науками. Географическая карта: термин и определение. Элементы
географической карты. Теоретические концепции в картографии.
Тема 2. План, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (4часа)
Понятия о планах, картах, снимках. Инструментальные и глазомерные съемки для
составления планов. Использование планов в практической деятельности. Свойства и
способы создания карт. Аэрофотоснимки – фотографические изображения, получаемые с
летательных аппаратов. Космические снимки. Урок практикум: наглядное знакомство с
планами картами, аэрофотоснимками.
Тема 3. Масштаб, система координат (6 часов)
Знакомство с числовым и линейным масштабами. Пользование масштабами при
измерениях по картам и нанесении объектов на карты и планы. Искажения, возникающие
при переходе сферической поверхности Земли к плоскости карты. Градусная сеть карт:
параллели и меридианы, система отсчета. Географическая широта и долгота. Практические
работы по определению географических координат, нанесение объектов на карты по
географическим координатам.

Тема 4. Условные знаки. Картографические способы изображения (8 часов)
Виды картографических условных знаков: точечные, линейные, динамические,
пояснительные надписи, буквенные и цифровые обозначения. Знаковые системы на
тематических картах: значки, линейные знаки, изолинии, ареалы, знаки движения. Способы
изображения рельефа: горизонтали, изобаты. Отметки высот и глубин. Абсолютная и

относительная высота. Послойная окраска рельефа. Практические работы по
ориентированию на местности по планам и топографическим картам, знание условных
знаков, составление планов местности.
Тема 5. Картографическая генерализация (4часа)
Понятие о картографической генерализации. Факторы генерализации: назначение карты,
влияние масштаба, тематика и типы карт, оформление карты. Виды генерализации: отбор
картографируемых явлений, обобщение качественных и количественных характеристик,
отбор объектов. Оценка ее точности. Цензы и нормы отбора. Геометрическая точность
картографической генерализация объектов.
Тема 6. Виды и типы географических карт и атласов (6 часов).
Классификация карт по содержанию: общегеографические, тематические. Деление карт по
назначению: научно-справочные, технические, навигационные, культурнопросветительные. Классификация карт по территории, тематике, назначению, формату.
Национальные и региональные атласы.
Содержание крупно- и среднемасштабных общегеографических карт. Виды карт по
основным признакам: содержанию, масштабу, охвату территории, назначению, способу
применения. Деление карт на топографические, обзорные. Особенности применяемых на
них условных обозначений. Изображение водных объектов, растительности и грунтов.
Способы изображения рельефа. Сущность способа горизонталей, изображение с их
помощью элементов и форм рельефа.
Изображение социально-экономических элементов: населенных пунктов, объектов
экономики и культуры, путей сообщения, средств связи и политико-административного
деления.
Обзорные общегеографические карты. Сущность, элементы содержания, особенности
применения Изображение элементов содержания, качественные и количественные
характеристики.
Практикумы по чтению тематических карт, составление географических описаний,
определение высот и глубин с помощью горизонталей.
Тема 7. Использование карт (2 часа)
Картографический метод исследования. Информативные свойства географических карт.
Основные способы анализа географических карт. Описания по картам. графические приемы
анализа карт. Измерение длин линий по картам. измерение площадей и объемов.
Определение направлений и расстояний по топографическим картам, определение
азимутов, румбов

Тематическое планирование
Тема

№
урока

Кол-во
часов

Введение (2 ч)
1

Предмет картографии

1

2

Современные концепции развития картографии

1

История картографии (2 ч)
3

Исторические аспекты развития картографии

1

4

Международное картографическое сотрудничество.

1

План, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (9 ч)
5

Инструментальные и глазомерные съемки создания планов

1

6

Способы создания карт

1

Практическая работа №1.Чтение космических снимков
7

Масштаб, система координат

1

8

Масштаб, виды

1

Практическая работа №2. Решение географических задач
9

Виды искажений на карте

1

10

Градусная сеть карты

1

11

Определение географической широты

1

12

Определение географической долготы

1

13

Практическая работа №3. Нанесение объектов на карты по
географическим координатам

1

Условные знаки. Картографические способы изображения (8 ч)
14

Способы картографического изображения

1

15

Виды картографических условных знаков

1

16

Виды картографических условных знаков

1

17

Знаковые системы на тематических картах.

1

18

Способы изображения рельефа

1

19

Послойная окраска рельефа, глубин морей и
океанов. Практическая работа №4. Определение высот и
глубин на картах

1

20

Практическая работа №5. Описание местности по
топографической карте

1

21

Ориентирование по планам и картам

1

Картографическая генерализация (4 ч)
22

Понятие о картографической генерализации.

1

23

Факторы генерализации

1

24

Виды картографической генерализации

1

25

Геометрическая точность картографической генерализация
объектов.

1

Практическая работа №6. Сравнение карт различной тематики
в атласе, определение влияния на генерализацию тематики карт.
Виды и типы географических карт и атласов (6 ч)
26

Принципы классификации карт

1

27

Классификация карт по масштабу

1

28

Классификация карт по пространственному охвату

1

29

Классификация карт по содержанию

1

30

Классификация географических атласов

1

31

Практическая работа №7. Сравнение карт разного масштаба
одной и той же тематики и выявление различий в показе
элементов содержания

1

Использование карт (2 ч)
32

Сферы использования карт

1

33

Картография и Интернет

1

34

Обобщение знаний по курсу

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89500577436

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».