Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Юнармия»
для обучающихся 8-9 класса
2021-2022 учебный год
Направленность: «Спортивно-оздоровительное»
Разработала:
Зуева М.В.
Братский район
д. Кардой
Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юнармия» для
обучающихся 8-9 класса разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО
ФГОС МКОУ «Кардойская ООШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Цель: всестороннее развитие личности детей и подростков, удовлетворение их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании; повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; воспитание
любви к малой Родине и Отечеству, а также сохранение и преумножение патриотических традиций;
формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского
долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Задачи образовательной программы:
Образовательные:
углубление знаний по истории и географии Российской Федерации;
приобретение знаний о военной истории Отечества;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и
военному долгу.
Развивающие:
формирование потребности воспитанников в постоянном пополнении своих знаний, в
укреплении своего здоровья;
подготовка подрастающего поколения к военной службе;
формирование навыков самообслуживания;
формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации и
выработке адекватной самооценки;
развитие памяти, логического мышления.
Воспитательные:
воспитание морально-волевых качеств личности;
воспитание уважения к Российской армии;
воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
воспитание ответственности за порученное дело;
формирование чувств взаимоуважения и взаимопонимания и взаимоподдержки, чувства
коллективизма;
формирование устойчиво-позитивного отношения к окружающему миру;
воспитание у подростков готовности к защите Отечества, действиям в экстремальных
ситуациях;
воспитание у подростков способности к лидерству, способности в критической ситуации
взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юнармия» реализуется через план
внеурочной деятельности ООП ООО МКОУ «Кардойская ООШ»
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1.
Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности,
знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной
России.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи.
4.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или
отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного
уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные УУД
умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной
информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и
действий полководцев;
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной
сложности;
умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в
информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и
международных событий;
овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет-ресурсами.
Коммуникативные УУД
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками в отряде;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной
задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научатся:
-использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;
-применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
-отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают
современные СМИ;
-владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
-использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военнопатриотической направленности.
Обучающийся получат возможность научиться:
-правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием;
-владеть навыками управления строя;
-готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых аудиторий;
-участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике
разного уровня;
-готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и
военной технике для участия в конференциях и конкурсах.
По окончании курса обучающиеся получают дополнительные (предметные) знания в
области безопасности жизнедеятельности, а так же биологии, химии, истории
Отечества, получат представление о службе в рядах Вооруженных сил России, познакомятся с
особенностями командной работы.
В результате обучения школьники будут:
- уметь анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решение в ней;
- уметь одевать противогаз, ОЗК, выбирать нужные средства и оказывать первую помощь при
травмах, транспортировать пострадавшего при помощи подручных средств, выполнять простейшие
строевые приёмы без оружия, поражать цель при помощи пневматической винтовки и ручной
гранаты, вести себя на дороге в роли пешехода, пассажира транспортных средств и водителя
велосипеда;
- знать особенности учебной литературы по военному делу, истории Отечества, медицине,
дорожной грамотности;
- знать ПДД для пешехода, пассажира и водителя велосипеда;
- уметь находить информацию;
- владеть разными видами смыслового чтения, работать со словом, со справочной
литературой;
- строить монологические высказывания, отстаивать свою точку зрения, обобщать,
аргументировать, делать выводы, сравнивать;
- работать в команде, строить отношения с людьми, непохожими на тебя;
- оценивать свои и чужие поступки;
- пользоваться правилами поведения общими для всех людей.
Содержание программы
Содержание данной программы состоит в основном из практических занятий по предмету ОБЖ,
тем самым, что она окажет огромную помощь в его изучении и подготовке школьной команды к
ежегодным районным соревнованиям «Зарница».
Специфика данной дисциплины обусловлена системностью, которая обеспечивается:
- связью теории с практикой;
- доступностью;
- наглядностью;
- целенаправленностью и последовательностью деятельности;
- включением обучающихся в активную учебную деятельность.
Курс внеурочной деятельности «Юнармия» предполагает проведение комплексных
занятий по темам по мере их освоения. Такой вариант позволяет удерживать внимание
обучающихся, максимально оттачивать навыки, т.к. обучающийся постоянно находится в
ситуации повторения ранее изученного, а стимулом является место в основном составе
школьной команды, которая будет защищать честь школы на районных соревнованиях.
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного поведения
на занятиях.
Раздел 1. "Никто не забыт, ничто не забыто" (4 часа)
История военно-спортивной игры «Зарница» и правила участия в ней.
Входная диагностика.
Виды вооруженных сил.
Воинская слава России. Армия и флот России XX века.
Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской
армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы.
Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние войска.
Символы воинской чести.
Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности
воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.
Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб.
Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Практическое занятие: викторина «Государственная символика».
Полководцы и герои.
Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых
видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.
Практическое занятие: викторина «Защитники отечества».
Викторина по истории Отечества. Знакомство с перечнем вопросов
викторины. Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска информации и проработки.
Поиск и изучение информации по данным вопросам.
Воинские подвиги земляков.
Практическое занятие. Подготовить устное выступление по выбору «Воины моей семьи»,
«Горжусь своими предками».
Раздел 2. Строевая подготовка (10 часов)
Строй и его элементы. Основные команды командира отделения при его построении и техника их
выполнения.
Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю.
Движение походным и строевым шагом.
Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»,
«Заправиться!»
Повороты на месте и в движении.
Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг. Построение в
шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу. Движение в колонну по
одному, по два, по три.
Воинская честь. Строевые приемы.
Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие.
Отдание воинской чести в движении.
Порядок выполнения строевых приемов в ходе
соревнований по строевой
подготовке. Отработка последовательности подаваемых команд при проведении строевого смотра
на соревнованиях «Зарница»
Строевой смотр. Подготовка к зачету по строевой подготовке.
Раздел 3. Юный спасатель (3 часа)
Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях.
Алгоритм оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей (ссадина, ушиб,
ожог). Обработка ран, наложение повязок.
Ранения и кровотечения
Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений.
Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Практические занятия: наложение повязок на различные части тела, наложение жгута.
Травмы опорно-двигательного аппарата
Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи.
Правила наложения шин.
Практические занятия: наложение шин при различных переломах.
Способы транспортировки пострадавших.
Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с различными
травмами.
Раздел 4. Дорожная грамота (6 часов)
Правила дорожного движения для основных участников дорожного движения .Изучение
правил дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге
Знаки дорожного движения. Изучение знаков дорожного движения, работа с тестами,
разбор ситуаций на дороге
Велосипедист на дороге. Изучение правил дорожного движения для
велосипедистов, тренировка навыков безопасного поведения на дороге,
фигурное вождение велосипеда.
Практическое занятие :отработка фигурного вождения на велосипеде.
Раздел 5. Виды вооружений (5 часов)
История оружия от древних времен до современности.
Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового
поражения.
Практические занятия: Кроссворд «Виды оружия».
Виды вооружения Российской армии.
Холодное, огнестрельное, метательное.
Практические занятия: работа по карточке «Классификация оружия Российской армии».
Автомат Калашникова. АКМ-74.
Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.
Пневматическая винтовка. Стрельба из положения стоя и из положения лежа супором.
Поражение цели учебной гранатой.
Практические занятия: сборка и разборка автомата на время, стрельба из положения стоя
и из положения лежа..
Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях (4часа)
Основы ориентирования на местности.
Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с
использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты.
Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и
отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.
Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на карте.
Поиск контрольных пунктов на местности.
Привалы и ночлеги.
Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое
снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве
бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов.
Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака.
Виды узлов. Способы переправы.
Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для
закрепления концов верёвок. Специальные узлы.
Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов.
Ориентирование на местности
Определение азимута.
Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту.
Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий
Практические занятия: техника прохождения различных препятствий: переправа по
бревну, переправа по параллельным верёвкам, навесная переправа, «маятник», «бабочка».
Раздел 7. Опасная зона (1 часа)
Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения. Устройство
противогаза, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника
преодоления зон заражения.
Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство ОЗК, правила его
надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.
Раздел 8. Зачет личный и командный зачет по курсу «Юнармия» (1 час)
Выполнение дисциплин по программе «Зарница» с оценкой уровня индивидуальной и
коллективной подготовки
Практические занятия: бег на дистанции 100 и 1500 м, отжимание от пола, подтягивание
на перекладине, подъём туловища из положения «лёжа».
Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости.
Итоговое занятие. Подведение итогов года, итоговое тестирование.
Тематическое планирование
№
урока
1
2
3
4
5-6
7-8
9-11
12-14
15
16
17
18-19
20-21
22-23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема
1.«Никто не забыт, ничто не забыто» 4 часа
История военно- спортивной игры «Зарница» и правила участия в
нем.
Виды вооруженных сил.
Символы воинской чести.
Полководцы и герои России.
2.Строевая подготовка 10 часов
Основные команды командира отделения при его построении и
техника их выполнения.
Выполнение воинского приветствия и песни в строю, в движении.
Воинская честь. Строевые приемы.
Строевой строй.
3.Юный спасатель 3 часа
Оказание первой помощи пострадавшим. Ранение и кровотечение.
Травмы опорно-двигательного аппарата.
Способы транспортировки пострадавшим.
4.Дорожная грамота 6 часов
Правила ДД для основных участников ДД.
Знаки ДД.
Велосипедист на дороге.
5.Виды вооружений 5 часов
История оружия от древних времен до современности
Виды вооруженных сил Российской Армии
Пневматическая винтовка. Стрельба из положении стоя, лежа с
упором.
Автомат Калашникова. Сборка – разборка автомата.
Поражение цели учебной гранатой.
6.Основы выживания в сложных условиях 4 часа
Основы ориентирования на местности.
Привалы и ночлеги.
Виды узлов. Способы переправы.
Техника преодоления различных элементов личной и командной
полосы.
7.Опасная зона 1 часа
Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны
заражения. Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны
заражения.
8.Зачет личной и командный по курсу «Юнармия»
Зачет личный и командный зачет по курсу
Количество
часов
1
1
1
1
2
2
3
3
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1