Изобразительное искусство 1-4 класс

Приложение к ООП НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для обучающихся
с задержкой психического развития (ЗПР)
вариант 7.1.
1-4 класса
2021-2022 учебный год

Предметная область: «Искусство»

Разработали:
Царук Н.А.
учитель начальных классов,
Шестакова Л.Н.
учитель начальных классов

Братский район
д. Кардой
2021г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
– - учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
– адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
учебной
деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1-4 КЛАССЫ
1

2

Учащийся научится:
– принимать
учебную
задачу;
– планировать
свои
действия в соответствии с
поставленной задачей

Учащийся научится:
– принимать и сохранять
учебную задачу;
– учитывать
выделенные
учителем ориентиры действия
в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать
свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями еѐ реализации, в
том числе во внутреннем
плане;
– осуществлять пошаговый
контроль по результату;
– адекватно воспринимать
предложения
и
оценку
учителей,
товарищей,
родителей и других людей;
– различать
способ
и
результат действия.

3

4

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся
получит
возможность научиться:
– учитывать выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом учебном
материале
в
сотрудничестве
с
учителем;
– планировать
свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями еѐ реализации, в
том числе во внутреннем
плане;
– осуществлять
пошаговый контроль по
результату.

Учащийся научится:
– принимать и сохранять учебную
задачу;
– учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в
новом
учебном
материале
в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в
соответствии
с
поставленной
задачей и условиями еѐ реализации,
в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила
в планировании и контроле способа
решения;
– осуществлять
итоговый
и
пошаговый контроль по результату;
– адекватно
воспринимать
предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других
людей;
– различать способ и результат
действия.

Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями
еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать
установленные
правила
в
планировании и контроле способа решения;
– осуществлять
итоговый
и
пошаговый
контроль по результату;
– оценивать
правильность
выполнения
действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и
оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учѐта
характера сделанных ошибок, использовать
Учащийся получит
предложения и оценки для создания нового,
Учащийся получит возможность
возможность научиться:
более совершенного результата, использовать
– учитывать
научиться:
установленные правила в – планировать свои действия в запись в цифровой форме хода и результатов
планировании и контроле соответствии
с
поставленной решения задачи, собственной звучащей речи на
способа решения;
задачей и условиями еѐ реализации, в русском, родном и иностранном языках.
– оценивать правильность том числе во внутреннем плане;
выполнения действия на – оценивать
правильность
Выпускник получит возможность научиться:
уровне
адекватной выполнения действия на уровне – в сотрудничестве с учителем ставить новые
ретроспективной
оценки адекватной
ретроспективной учебные задачи;
соответствия результатов оценки соответствия результатов – преобразовывать практическую задачу в

требованиям данной задачи;
– осуществлять итоговый
контроль по результату.

требованиям данной задачи;
– вносить
необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и
учѐта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки
для
создания
нового,
более
совершенного
результата,
использовать запись в цифровой
форме хода и результатов решения
задачи, собственной звучащей речи
на русском, родном и иностранном
языках.

познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
– осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся получит
возможность научиться:
– проявлять
познавательную инициативу
в учебном сотрудничестве;
– осуществлять анализ
объектов с выделением
существенных
и
несущественных признаков.

Учащийся научится:
– проявлять
познавательную инициативу
в учебном сотрудничестве;
– осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков.

Учащийся научится:
– проявлять
познавательную
инициативу
в
учебном
сотрудничестве;
– осуществлять анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
– проводить
сравнение,
сериацию и классификацию по
заданным критериям;
– устанавливать аналогии.

Учащийся
получит
возможность научиться:
– устанавливать
аналогии;
Учащийся получит возможность
– проводить сравнение, научиться:
синтез
как
сериацию и классификацию – осуществлять
по заданным критериям.
составление целого из частей;
– строить рассуждения в форме
связи
простых
суждений
об
объекте, его строении, свойствах и
связях.

Выпускник научится:
– проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве;
– осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
– проводить сравнение, сериацию и
классификацию по заданным критериям;
– устанавливать аналогии;
– осуществлять синтез как составление целого
из частей;
– строить рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
– создавать и преобразовывать модели и
схемы;
– осуществлять синтез как составление
целого из частей, самостоятельно достраивая и

восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и
классификацию,
самостоятельно
выбирая
основания и критерии для указанных операций.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:

–
допускать
возможность
существования у людей
различных точек зрения, в
том числе
не
совпадающих
с
его
собственной;
–
задавать вопросы.
Учащийся
получит
возможность научиться:
– учитывать
разные
мнения и стремиться к
координации
различных
позиций в сотрудничестве;
– договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности, в том числе
в ситуации столкновения
интересов.

Учащийся научится:
– допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с
его
собственной,
и
ориентироваться на позицию
партнѐра в общении и
взаимодействии;
– учитывать
разные
мнения и стремиться к
координации
различных
позиций в сотрудничестве;
– договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности, в том числе в
ситуации
столкновения
интересов;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической формой речи.
Учащийся получит
возможность научиться:
– строить понятные для

Учащийся научится:
– допускать
возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться
на
позицию
партнѐра
в
общении
и
взаимодействии;
– учитывать разные мнения и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
– договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнѐра
высказывания, учитывающие, что
партнѐр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать
действия
партнѐра;
– использовать
речь
для
регуляции своего действия.

Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные,
прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих
с
его
собственной,
и
ориентироваться на позицию партнѐра в
общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и
позицию;
– договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
– строить
понятные
для
партнѐра
высказывания, учитывающие, что партнѐр знает
и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
Учащийся получит возможность
– контролировать действия партнѐра;
научиться:
– адекватно
использовать – использовать речь для регуляции своего
коммуникативные, прежде всего действия;
речевые, средства для решения – адекватно использовать речевые средства
различных коммуникативных задач, для решения различных коммуникативных

партнѐра
высказывания,
учитывающие, что партнѐр
знает и видит, а что нет;
– контролировать
действия партнѐра;
– использовать речь для
регуляции своего действия.

строить
монологическое задач, строить монологическое высказывание,
высказывание
(в том числе владеть диалогической формой речи.
сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой),
владеть Выпускник получит возможность научиться:
и
координировать
в
диалогической
формой – учитывать
позиции
других
людей,
коммуникации, используя, в том сотрудничестве
числе средства и инструменты отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и
ИКТ и дистанционного общения;
– формулировать
собственное обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и
мнение и позицию;
– адекватно
использовать подходов к решению проблемы;
свою
позицию
и
речевые средства для решения – аргументировать
различных коммуникативных задач, координировать еѐ с позициями партнѐров в
строить
монологическое сотрудничестве при выработке общего решения
высказывание,
владеть в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению
диалогической формой речи.
конфликтов на основе учѐта интересов и
позиций всех участников;
– с учѐтом целей коммуникации достаточно
точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
– задавать
вопросы,
необходимые
для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
– осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства
для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.

ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Учащийся научится:
Учащийся получит
– находить
в
тексте
возможность научиться:
– находить
в
тексте конкретные
сведения,

Учащийся научится:
– находить в тексте конкретные
сведения, заданные в явном виде;

Выпускник научится:
– находить в тексте
заданные в явном виде;

конкретные

сведения,

конкретные
сведения, заданные в явном виде.
факты, заданные в явном
виде.
Учащийся
получит
возможность научиться:
– сравнивать между собой
объекты,
описанные
в
тексте, выделяя два-три
существенных признака.

– сравнивать
между
собой
объекты, описанные в тексте,
выделяя два-три существенных
признака.

– сравнивать между собой объекты, описанные в
тексте, выделяя два-три существенных признака;
– понимать
информацию,
представленную
разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы;
Выпускник получит возможность научиться:

Учащийся получит возможность
научиться:
– работать с несколькими источниками
– понимать
информацию, информации;
представленную
разными – сопоставлять информацию, полученную
способами: словесно, в виде
из нескольких источников.
таблицы, схемы.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Учащийся получит
возможность научиться:

–
формулировать
несложные выводы.

Учащийся научится:
– формулировать
несложные выводы.
Учащийся получит
возможность научиться:
– сопоставлять
информацию.

Учащийся научится:
Выпускник научится:
– формулировать
несложные – формулировать несложные выводы;
выводы;
– находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять информацию.
– сопоставлять информацию.
Учащийся получит возможность
научиться:
– находить
аргументы,
подтверждающие вывод.

Выпускник получит возможность научиться:

Учащийся научится:
– определять место и роль
иллюстративного ряда;

Выпускник научится:
–
определять
место

– составлять небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный
вопрос.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

Учащийся получит
возможность научиться:
– определять место и роль
иллюстративного ряда.

Учащийся получит возможность
научиться:
– участвовать в учебном диалоге.

и

роль

иллюстративного ряда;
–участвовать в учебном диалоге.
Выпускник получит возможность научиться:

– сопоставлять различные точки зрения.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЗНАКОМСТВО СО СРЕДСТВАМИ ИКТ, ГИГИЕНА РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРОМ
Учащийся научится:
Выпускник научится:
–
выполнять
компенсирующие – использовать безопасные для органов зрения,
физические упражнения (мини- нервной
системы,
опорно-двигательного
зарядку).
аппарата, эргономичные приѐмы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ;

Учащийся получит возможность
научиться:

– выполнять
компенсирующие
упражнения (мини-зарядку);

физические

– использовать безопасные для
органов
зрения,
нервной Учащийся получит возможность научиться:
организовывать систему папок для
системы, опорно-двигательного –
хранения
собственной
информации
в
аппарата, эргономичные приѐмы
компьютере.
работы с компьютером и
другими средствами ИКТ.
ТЕХНОЛОГИЯ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕР: ВВОД ТЕКСТА, ЗАПИСЬ ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ, ЦИФРОВЫХ ДАННЫХ
Учащийся научится:
Выпускник научится:
– владеть компьютерным письмом – владеть компьютерным письмом на русском
на русском языке; набирать текст на языке;
родном языке.
– сканировать рисунки.
Учащийся получит возможность
научиться:
– сканировать рисунки.
ОБРАБОТКА И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Учащийся научится:
– пользоваться
основными
функциями стандартного текстового
редактора, следовать основным
правилам оформления текста;
использовать полуавтоматический
орфографический контроль.
Учащийся получит возможность
научиться:
– использовать сменные носители
(флэш -карты).

Выпускник получит возможность научиться:
 использовать
программу
распознавания
сканированного текста на русском языке.
Выпускник научится:
– использовать сменные носители (флэш карты);
– пользоваться
основными
функциями
стандартного текстового редактора, следовать
основным правилам оформления текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– искать информацию в соответствующих
возрасту цифровых словарях и справочниках,
базах данных, контролируемом Интернете,
системе поиска внутри компьютера; составлять
список
используемых
информационных
источников (в том числе с использованием
ссылок);

– грамотно формулировать запросы при
поиске в Интернете и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять

найденную
информацию;
критически
относиться к информации и к выбору
источника информации.
СОЗДАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЙ
Учащийся научится:
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с – создавать
текстовые
сообщения
с
использованием
средств
ИКТ: использованием средств ИКТ: редактировать,
редактировать,
оформлять
и оформлять и сохранять их;
сохранять их;
– создавать сообщения в виде аудио и
– пользоваться
основными видеофрагментов или цепочки экранов с
средствами телекоммуникации.
использованием
иллюстраций,
видеоизображения, звука, текста;
– пользоваться
основными
средствами
Учащийся получит возможность
телекоммуникации;
научиться:
– создавать сообщения в виде
аудио и видеофрагментов или Выпускник получит возможность научиться:
цепочки экранов с использованием –
участвовать в коллективной
иллюстраций, видеоизображения, коммуникативной деятельности в
звука, текста;
информационной образовательной среде,
– составлять новое изображение фиксировать ход и результаты общения на
из готовых
фрагментов экране и в файлах;
(аппликация).
–
готовить и проводить презентацию
перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную
поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;

– представлять данные;
– создавать
изображения,
пользуясь
графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых
фрагментов (аппликация);
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Учащийся научится:
Выпускник научится:
– определять последовательность – определять последовательность выполнения
выполнения действий;
действий;
– планировать
несложные
исследования
Учащийся получит возможность
объектов и процессов внешнего мира.

научиться:

–
планировать несложные
исследования объектов и
процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:
 проектировать несложные объекты и
процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы;
 моделировать
объекты
и
процессы
реального мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» на уровне начального
общего образования у обучающихся:
– будут сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка
искусства;
– начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа
произведения, отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
– сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности —
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов, воплощѐнных в искусстве, отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле,
должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий
на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших
отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о
младших и старших, ответственности за другого человека;
– появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьѐтся трудолюбие,
оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
– установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края,
наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и
род», «мой дом», разовьѐтся принятие культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
– будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности
за общее благополучие.
Обучающиеся:
– овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике
(рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
– смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и
выражать своѐ отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;
– научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач,
познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
– получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
будут способны вставать на позицию другого человека;
– смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

1 КЛАСС
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Учащийся получит возможность научиться

– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура;
– эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Учащийся научится:
– различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета;
– наблюдать форму предмета.
Учащийся получит возможность научиться:
– различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжѐнность с помощью смешивания с белой и чѐрной красками.
– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную
форму предмета;
– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры
для украшения своих изделий и предметов быта.
Значимые темы искусства.
О чѐм говорит искусство?
Учащийся получит возможность научиться:
– выбирать
художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания образов природы и передачи своего отношения.

2

КЛАСС

Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Учащийся научится:
– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура;
– эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу.
Учащийся получит возможность научиться:
– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
– эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать
и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного образного языка;
– различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Учащийся научится:
– различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжѐнность с помощью смешивания с белой и чѐрной красками.
– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета;
– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта.
Учащийся получит возможность научиться:
– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;

– использовать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции
лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
– изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании.
Значимые темы искусства.
О чѐм говорит искусство?
Учащийся научится:
– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы и передачи своего отношения.
Учащийся получит возможность научиться:
– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности.

3

КЛАСС

Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Учащийся научится:
– эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу.
– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла;
– эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного образного языка;
– различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику.
Учащийся получит возможность научиться:
– узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и
жизненных явлений;
– приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Учащийся научится:
– различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжѐнность с помощью смешивания с белой и чѐрной красками.
– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета;
– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта.
– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру;
– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица, фигуры;

– передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
– изображать предметы различной формы;
– использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, художественном конструировании.
Учащийся получит возможность научиться:
– различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно-творческого замысла;
– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции
лица, фигуры;
– передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
– использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
– передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом
местных условий).
Значимые темы искусства.
О чѐм говорит искусство?
Учащийся научится:
– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним.
Учащийся получит возможность научиться:
– решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и
скульптуре, выражая своѐ отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

4

КЛАСС

Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла;
– различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
– эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
– различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного
образного языка;
– узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и
жизненных явлений;
– приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в
знакомых произведениях;

– видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
– высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру;
– различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно-творческого замысла;
– различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжѐнность с помощью смешивания с белой и чѐрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица, фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета;
– изображать предметы различной формы;
– использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, художественном конструировании;
– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта;
– использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
– передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом
местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
– пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности;
– передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
– моделировать новые формы, различные ситуации путѐм трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
– выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чѐм говорит искусство?
Выпускник научится:
– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы,
человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и
скульптуре, выражая своѐ отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:

– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
– понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам
и мнениям;
– изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним
своѐ отношение;
– изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать
можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь.
Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм
пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшение птиц. Объёмная аппликация. Узоры,
которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать
праздник (обобщение темы).
Ты строишь.
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в
котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка – всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена
года. Здравствуй, лето! Урок любования. (обобщение темы).

2 класс
Как и чем работает художник?
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.

3 класс
Искусство в твоём доме
Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как
должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым
создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши
представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.
Искусство на улицах твоего города
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством
начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не
может возникнуть чувство Родины.
Художник и зрелище
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое
разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая
природа. Изобразительное искусство - необходимая составная часть зрелища.
Художник и музей
Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и
выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие
произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами
изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга,
других городов.

4 класс
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В
постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду,
раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в
характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные
материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как
традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной
сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные
особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные
постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ,
символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное

своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и
др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и
городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей
при формировании образа.
Каждый народ – художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения
человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа,
в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере
национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном
мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.
Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором
выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным
художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и
способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для
всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в
искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность
сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство
выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство
передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие
произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и
представления о жизни.

Тематическое планирование
1 класс
№
уро
ка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема

Кол-во
часов

Изображения всюду вокруг нас .
Мастер Изображения учит видеть .
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изобразить радость.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изобразить грусть.
Художник и зрители
Мир полон украшений

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Красоту надо уметь замечать.
Узор на крыльях.
Красивые рыбы.
Украшение птиц
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник.
Постройки в нашей жизни .
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город
Всё имеет своё строение
Постройка предметов
Город, в котором мы живём.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25

Город, в котором мы живём.

1

26

Совместная работа трёх братьев- Мастеров.

1

27

Сказочная страна.

1

28

Создание панно.

1

29
30
31
32
33

Разноцветные жуки.
Весенний день.
Урок любования. Умение видеть.
Времена года.
Итоговый урок – выставка

1
1
1
1
1
33

ИТОГО

2 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Цветочная поляна.(Гуашь)
Природная стихия.(Гуашь, добавление чёрной и белой краски)
Осенний лес
Аппликация «Осенний ковёр» (коллективная работа)
Графика зимнего леса
В мире животных
Игровая площадка
Праздник в городе
Птицы родного края. (Изображение и реальность)
Сказочная птица. (Изображение и фантазия)
Паутинка. (Украшение и реальность)
Кружева. (Украшение и фантазия)
Подводное царство (Постройки и реальность)
Коллективная работа «Городок-коробок»(Постройка и фантазия)
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают
вместе
Море. Изображение природы в различных состояниях
Четвероногий друг. Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре
Человек и его украшения
Человек и его украшения
«Морской бой Салтана и пиратов».
Замок Снежной королевы. Образ здания.
Замок Снежной королевы. Образ здания. Окончание работы.
Тёплые и холодные цвета.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий
Ритм пятен
Птицы. Пропорции выражают характер.
Коллективная работа «Весна. Шум птиц».
Коллективная работа «Весна. Шум птиц». Окончание работы
Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров»
ИТОГО

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

3 класс
№
уро
ка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34

Тема

Кол-во
часов

Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Обои и шторы у себя дома
Мамин платок
Твои книжки
Твои книжки
Открытки
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Памятники архитектуры
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Волшебные фонари
Витрины
Удивительный транспорт
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
Художник в цирке
Художник в цирке
Художник в театре
Художник в театре
Театр кукол
Театр кукол
Театральные маски
Театральные маски
Афиша и плакат
Резерв Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы)
Музей в жизни города
Картина — особый мир. Картина-пейзаж
Картина-портрет
Картина-портрет
Картина-натюрморт
Картины исторические и бытовые
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка (обобщение темы)
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

4 класс
№
урока
1
Пейзаж родной земли.

Кол-во
часов
1

Тема

2

Красота природы в произведениях русской живописи.

1

3

Русская красавица.

1

4

Деревня – деревянный мир.

1

5

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.

1

6

Образ русского человека в произведениях художников.

1

7

Календарные праздники.

1

8

Народные праздники.

1

9

Родной угол.

1

10

Древние соборы.

1

11

Города Русской земли.

1

12

Древнерусские воины - защитники.

1

13

«Золотое кольцо России».

1

14

Узорочье теремов.

1

15

Праздничный пир в теремных палатах.

1

16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

1

17

Искусство оригами.

1

18

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

1

19

Народы гор и степей.

1

20

Юрта как произведение архитектуры.

1

21

Города в пустыне.

1

22

Древняя Эллада.

1

23

Олимпийские игры.

1

24

Средневековый город.

1

25

Образ готического храма в средневековом городе.

1

26

1

27

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела
«Каждый народ – художник».
Тема материнства в искусстве.

28

Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве.

1

29

Мудрость старости.

1

30

Сопереживание Дорогою добра.

1

31

Герои-защитники.

1

32

Героическая тема в искусстве разных народов.

1

33

Юность и надежда.

1

34

Искусство народов мира (обобщение темы).

1
ИТОГО

1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89500577436

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».