Приложение к ООП НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся
с задержкой психического развития (ЗПР)
вариант 7.1.
4 класса
2021-2022 учебный год
Предметная область: «Основы религиозных культур и светской этики»
Разработала:
Прокопьева С.В.
учитель: Основы религиозных
культур и светской этики
Братский район
д. Кардой
2021г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина
России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов
России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского
народа). Осознание этнической принадлежности, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского
общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания.
6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной
культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Умение совместно с педагогом и сверстниками определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
–принимать и сохранять учебную задачу;
–учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
–планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации,
в том числе во внутреннем плане;
–учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–оценивать
правильность выполнения действия
на
уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
–различать способ и результат действия;
–вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового,
более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
выбирать основания и критерии для классификации.
Обучающийся сможет:
-проводить сравнение по заданным критериям;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о себе самом;
-обобщать, т.е. выведение общности для класса единичных объектов, на основе выделения
сущностной связи;
-строить сообщения в устной форме;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- устанавливать аналогии;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Умение при сопровождении учителя использовать речевые средства речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в
паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в
устной
или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых
речевых средств;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков
своего выступления;
-использовать
невербальные
средства
или
наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе,
историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения
детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и
др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской
этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Этика- наука о нравственной жизни человека (1 час)
Раздел 1. Этика общения (4 часа)
Добрым жить на свете веселей. Добро и зло как основные этические понятия Правила
общения для всех. Общение, стремление понять другого человека, тактичность,
чуткость, деликатность, Золотое правило этики; принципы общения. От добрых правил –
добрые слова и поступки. Каждый интересен. Дружба.
Раздел 2. Этикет (4 часа)
Премудрости этикета. Красота этикета. Праздник. Подарок. Простые школьные и
домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Речь, стыд, вина, извинение.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитие добрых чувств – творение души. Доброта, ласка, приветливость, грубость,
недоброжелательность. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Ценности.
Жизнь человека. Уникальность. Чувство Родины. Нравственность, культура. Культура
России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Жизнь протекает среди людей.
Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 часа)
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Чуткость, бескорыстие,
доверие. Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи. (1час)
Раздел1.Простые нравственные истины(4часа)
Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Сочувствие,
сопереживание, сострадание. Жить во благо себе и другим. Культура, мораль,
нравственность.
Раздел 2.Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и
простить. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Простая этика поступков.
Раздел 3.Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 часа)
Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «СО».
Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 часа)
С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело
века. Слово, обращённое к тебе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Тема
Кол- во
часов
1
Этика – наука о нравственной жизни человека.
1
2
Добрым жить на свете веселей.
1
3
Правила общения для всех.
1
4
От добрых правил – добрые слова и поступки.
1
5
Каждый интересен.
1
6
Премудрости этикета.
1
7
Красота этикета.
1
8
Простые школьные и домашние правила этикета.
1
9
Чистый ручеёк нашей речи.
1
10
В развитие добрых чувств – творение души.
1
11
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
1
12
Чувство Родины.
1
13
Жизнь протекает среди людей.
1
14
Чтобы быть коллективом.
1
15
Коллектив начинается с меня.
1
16
Мой класс – мои друзья.
1
17
Защита творческих проектов на тему: «Мой класс- мои друзья»
1
18
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
1
19
Жизнь священна.
1
20
Человек рождён для добра.
1
21
Милосердие – закон жизни.
1
22
Жить во благо себе и другим.
1
23
Следовать нравственной установке.
1
24
Достойно жить среди людей.
1
25
Уметь понять и простить.
1
26
Простая этика поступков.
1
27
Общение и источники преодоления обид.
1
28
Ростки нравственного опыта поведения.
1
29
Доброте сопутствует терпение.
1
30
Действия с приставкой «СО».
1
31
С чего начинается Родина.
1
32
В тебе рождается патриот и гражданин.
1
33
Человек – человека.
1
34
Слово, обращённое к тебе.
1