Тайны-русского-языка-docx

Приложение к ООП НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Адаптированная рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
для обучающихся
с задержкой психического развития (ЗПР)
вариант 7.1.
2-4 класса
2021-2022 учебный год
Направленность: «Духовно-нравственное»

Разработала:
Шестакова Л.Н.
учитель начальных классов

Братский район
д. Кардой
2021г.

Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны русского языка»
для обучающихся 3 класса разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО
ФГОС МКОУ «Кардойская ООШ» в соответствии с ФГОС НОО.
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,
показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а
увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Формирование
позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в
необходимости и возможности его грамотного использования.
Задачи:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» реализуется
через план внеурочной деятельности ООП НОО МКОУ «Кардойская ООШ»
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
1.
Российская
гражданская
идентичность.
Осознание
этнической
принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся
на территории современной России.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающийся научатся:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
Обучающийся получат возможность научиться:
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешностисвоей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД
Обучающийся научатся:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлятьплан, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
-устанавливать причинноследственные связи;
строить
рассуждения.
Обучающийся получат возможность научиться:
-осуществлять анализ и синтез;
-орфографически грамотно и каллиграфически правильно писать под
диктовку исписывать тексты.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научатся:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативныхзадач;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;задавать вопросы.
Обучающийся получат возможность научиться:
владеть монологической и диалогической
формами речи.высказывать и обосновывать
свою точку зрения.

Предметные результаты
Учащийся научатся:

анализировать и характеризовать звуки речи;
осуществлять звуко-буквенный анализ слова;
обобщать, делать несложные выводы;
научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;
углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике,
орфографии,словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;
- научиться пользоваться словарями русского языка.
Учащийся получат возможность научиться:
-научиться выполнять исследования;
- научиться писать сочинения-миниатюры.
-

Содержание внеурочной деятельности
Тема 1.Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного
народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия,
мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3.Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление
тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с
рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов
буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады.
Рассказ – загадка.
Тема 6-7.В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с
заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов –
родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным
урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со
стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа
с текстами на данную тему.
Тема 10.Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов.
Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12.Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке.
Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа
над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15.Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».
Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16.Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.
Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В.
Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ
учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17.Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра
«Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18.Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений»в
названиях текста. Работа с выражениями,употребляемыми в переносном значении и их смысла.
Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 19-20.В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические
ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22.В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам.
Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 23-24.Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.
Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры,
направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра
«Умники и умницы».
Тема 26-27.Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений
для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и
произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных
словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в
своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».
Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31.Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад
и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32.Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая
игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?».
Шарады.
Тема 34.КВН по русскому языку. (1ч.)Командное соревнование на проверку знаний по
русскому языку.
Формы организации: опрос, наблюдение, диагностика.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно- ценностная, досугово
развлекательная, художественное творчество.

–

Тематическое планирование
№
урока

1
2-3
4-5
6 -7
8- 9
10
11- 12
13
14- 15
16
17
18
19- 20
21-22
23-24
25
26- 27
28- 29
30- 31
32
33
34

Тема

Кол-во
часов

Сказочное царство слов .
Путешествие в страну Слов.
Чудесные превращения слов.
В гостях у слов- родственников.
Добрые слова.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Новые слова в русском языке.
Встреча с зарубежными друзьями.
Синонимы в русском языке.
Слова- антонимы.
Слова- омонимы.
Крылатые слова.
В королевстве ошибок.
В стране Сочинителей.
Искусство красноречия.
Праздник творчества и игры.
Трудные слова.
Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы.
Откуда пришли наши имена.
Занимательное словообразование.
КВН по русскому языку.

1
2
2
2
2
1
2
1
2
1
1
1
2
2
2
1
2
2
2
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89500577436

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».