«Рекомендации и практические упражнения по работе в классе с проявлением
буллинга. Рекомендации родителям и педагогам по профилактике и
предотвращению травли среди учащихся»
Подготовил педагог-психолог Зуева М.В.
Буллинг. Как ему противостоять.
Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) –
притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия,
когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому
физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается
систематичностью и регулярно-стью повторов.
Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не
имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как
хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит.
Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает
свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень
неполноценности тирана.
Кто участвует в буллинге?
В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами
буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и
дети.
Причины возникновения буллинга в детских коллективах
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских
коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и
микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения
образования.
Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге,
провоцировать или способствовать ему путём:
·
унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других
отношениях.
·
негативных или саркастических высказываний по
происхождения ученика.
поводу внешности или
·
устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
·
привилегированного отношения к заискивающим учащимся.
·
оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Способствовать буллингу могут также:
·
наличие в классе признанного «лидера»;
·
возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних
поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);
·
нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за
противостояние властолюбивому поведению учеников.
·
отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на
переменах.
Мотивами буллинга являются:
·
зависть;
·
месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и
причиненные страдания);
·
чувство неприязни;
·
борьба за власть;
·
нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
·
самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей
отдельных личностей;
·
стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
·
стремление удивить, поразить;
·
стремление разрядиться, «приколоться»;
·
желание унизить, запугать непонравившегося человека.
Часто буллерами становятся:
·
дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;
·
жизни;
дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к
·
дети из властных и авторитарных семей;
·
дети из конфликтных семей;
·
дети с низкой устойчивостью к стрессу;
·
дети с низкой успеваемостью
Буллеры – это:
·
активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
·
агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную
жертву;
·
дети, стремящиеся быть в центре внимания;
·
дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является
результатом соответствующего семейного воспитания);
·
максималисты, не желающие идти на компромиссы;
·
дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя
ответственность за свое поведение;
·
дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не
воспитанные.
Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
• физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными
нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически
слабее своих ровесников;
• особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети
с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и
общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в
ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и
негодование в среде сверстников;
• особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы,
может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые
ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
• плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети
не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого
друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
• страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей
отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что
воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта
взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками,
позволяющими справляться с проблемами в общении;
• особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и
издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие
болезненные состояния;
• низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной
низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не
справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном
случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту
компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении
может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка.
Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это
ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и,
как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами,
ребенок - жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов.
Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи
с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к
незначительному изменению в поведении ребенка.
Поведенческие особенности жертвы буллинга: дистанцированность от взрослых и детей;
негативизм при обсуждении темы буллинга; агрессивность к взрослым и детям.
Эмоциональные особенности жертвы буллинга:
·
напряженность и страх при появлении ровесников;
·
обидчивость и раздражительность;
·
грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Последствия буллинга:
Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и
социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические
последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую
травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место:физический или психологический.
Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут
и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных
эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.
Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы
буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще
сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные
боли и энурез, совершают попытки суицида.
Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень
депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности,
одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой
депрессией в зрелом возрасте.
У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины,
развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.
Как быть в случаях обнаружения буллинга
Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения,
избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не
допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению
стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги. Но ему
понадобится помощь психолога и родителей в борьбе с разделением класса на отдельные
группировки и с развитием буллинга.
Алгоритм действий при обнаружении случая буллинга:
·
следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами
одноклассников;
·
следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;
·
если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему
возможность показать себя в выгодном свете;
·
помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки
спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.;
·
необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и
самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других;
·
следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя
даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники;
·
разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или
индивидуально.Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают
к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения учащихся:
1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере
подростков.
2. Снижать асоциальное поведение школьников.
3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
4. Формировать:
·
навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное
поведение в ней;
·
навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной
поддержки;
·
навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
·
навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
·
навыки бесконфликтного и эффективного общения.
5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих
формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
Методики и упражнения для работы с классом:
Упражнение «Колпак»
Все участники стоят в кругу. Сначала тренер зачитывает небольшое шуточное
четверостишие: Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не
треугольный, то это не мой колпак. Далее тренер последовательно вводит инструкцию:
вместо слова «колпак» участники должны дважды хлопнуть себя по голове; вместо слова
«мой» — показать на себя; слово «треугольный» изображается выбрасыванием трех
пальцев. Само заменяемое слово не произносится. Каждое вводимое условие тренер
проговаривает и показывает; делает он это достаточно медленно, последовательно
усложняя инструкцию. Постепенно темп выполнения упражнения увеличивается.
Упражнение «Проигрывание ситуаций».
Цель – развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации.
Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и
предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты
поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать
следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы
др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность
прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются
изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).
Упражнение «Письмо любви»
Задание участникам: «На листе бумаги начертите пять колонок. Название первой колонки
– «Гнев», в ней напишите, почему вы испытываете гнев, обиду, раздражение по отношению
к партнеру. Вторая колонка называется «Печаль», в ней напишите, из-за чего вы
испытываете печаль или разочарование по отношению к партнеру. Третья колонка
посвящена страху. В четвертой под названием «Сожаление» выскажите смущение,
сожаление о чем-то, попросите прощения, извинитесь перед партнером. В пятой колонке
напишите о любви, о том, как вы цените своего партнера, о своих пожеланиях на будущее.
После этого сами попытайтесь ответить на свое же письмо. Обычно люди пишут именно те
фразы, которые хотят услышать от своего партнера: «Я все понимаю», «Мне жаль», «Ты
заслуживаешь большего»».