Приложение к ООП НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Музыка»
для обучающихся
с задержкой психического развития (ЗПР)
вариант 7.1.
1-4 класса
2020-2021 учебный год
Предметная область: «Искусство»
Разработали:
Царук Н.А.
учитель начальных классов,
Шестакова Л.Н.
учитель начальных классов
Братский район
д. Кардой
2020г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения
задач;
– адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
учебной
деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1-4 КЛАССЫ
1
Учащийся научится:
– принимать учебную
задачу.
Учащийся получит
возможность
научиться:
– планировать
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей.
2
3
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
– принимать учебную задачу;
– планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей.
Учащийся научится:
– принимать учебную задачу;
– планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей;
– охранять учебную задачу;
– учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
в
сотрудничестве с учителем.
Учащийся
получит
возможность научиться:
– сохранять учебную задачу;
– учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
в Учащийся
получит
сотрудничестве с учителем.
возможность научиться:
– учитывать
установленные
правила в планировании и
контроле способа решения;
– адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку
учителей,
товарищей,
родителей и других людей.
4
Выпускник научится:
– принимать учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
– охранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры в
сотрудничестве с учителем;
– учитывать установленные правила в планировании и
контроле способа решения;
– адекватно воспринимать предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль
по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на
уровне
адекватной
ретроспективной
оценки
соответствия результатов требованиям данной
задачи;
– в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
– осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия;
– самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
– осуществлять
Учащийся научится:
– осуществлять
Учащийся научится:
анализ – осуществлять
анализ
Учащийся научится:
– осуществлять анализ объектов с выделением
анализ
объектов
выделением
существенных
признаков;
с объектов
с
выделением
существенных признаков;
– проводить сравнение.
Учащийся получит
возможность
научиться:
–
проводить
сравнение.
Учащийся
получит
возможность научиться:
–
использовать знаково
символические средства;
–
проявлять
познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве.
объектов
с
выделением существенных признаков;
существенных признаков;
– проводить сравнение.;
– проводить сравнение.;
– использовать знаково символические средства;
– использовать
знаково – проявлять познавательную инициативу в учебном
символические средства;
сотрудничестве.;
– проявлять познавательную – строить сообщения в устной и письменной форме;
инициативу
в
учебном – строить рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении, свойствах и
сотрудничестве.
связях.
Учащийся
получит
Выпускник получит возможность научиться:
возможность научиться:
– строить сообщения
в – осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и сети
устной и письменной форме;
– строить рассуждения в Интернет;
фиксировать
информацию
с
форме связи простых суждений – записывать,
помощью
инструментов
ИКТ;
об объекте, его строении,
– осознанно и произвольно строить сообщения в
свойствах и связях.
устной форме;
– строить логическое рассуждение.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
–
допускать
возможность
существования у людей
различных точек зрения,
в
том
числе
не
совпадающих
с
его
собственной;
–
задавать вопросы.
Учащийся научится:
– допускать
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его
собственной,
и
ориентироваться на позицию
партнѐра
в
общении
и
взаимодействии;
– учитывать разные мнения и
стремиться
к
координации
Учащийся получит
различных
позиций
в
возможность
сотрудничестве;
научиться:
и
– учитывать разные – договариваться
мнения и стремиться к приходить к общему решению
координации различных в совместной деятельности, в
числе
в
ситуации
позиций
в том
Учащийся научится:
– допускать
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его
собственной,
и
ориентироваться на позицию
партнѐра
в
общении
и
взаимодействии;
– учитывать разные мнения и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
– договариваться
и
приходить к общему решению
в совместной деятельности, в
том
числе
в
ситуации
Выпускник научится:
Учащийся научится:
– допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих
с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнѐра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
– договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего
действия;
– строить понятные для партнѐра высказывания,
учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;
– контролировать действия партнѐра;
сотрудничестве;
– договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе
в
ситуации
столкновения интересов.
столкновения интересов;
– задавать вопросы
Учащийся
получит
возможность научиться:
– адекватно
использовать
речевые средства для решения
различных коммуникативных
задач;
– использовать речь для
регуляции своего действия.
столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– использовать
речь
для
регуляции своего действия.
–
формулировать
позицию.
собственное
мнение
и
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве
Учащийся
получит
позиции других людей, отличные от собственной;
возможность научиться:
– аргументировать
свою
позицию
и
– строить понятные для координировать еѐ с позициями партнѐров в
партнѐра
высказывания,
сотрудничестве при выработке общего решения в
учитывающие, что партнѐр совместной деятельности;
знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы, необходимые для организации
– контролировать действия собственной деятельности и сотрудничества с
партнѐра;
партнѐром;
– формулировать
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в
собственное мнение и позицию.
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Выпускник научится:
Учащийся
получит
– понимать информацию, представленную разными
возможность научиться:
– понимать
информацию, способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
вычленять содержащиеся в тексте основные
представленную
разными –
способами: словесно, в виде события и устанавливать их последовательность.
таблицы, схемы;
Выпускник получит возможность научиться:
–
вычленять
работать
с
несколькими
источниками
содержащиеся в тексте
информации;
основные события и
сопоставлять информацию, полученную из
устанавливать их
нескольких источников.
последовательность.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
Учащийся получит
–
сопоставлять и обобщать содержащуюся в
возможность научиться:
тексте информацию;
–
сопоставлять и
обобщать содержащуюся в
–
формулировать несложные выводы.
тексте информацию;
Выпускник получит возможность научиться:
–
формулировать
несложные выводы.
–
пересказывать текст;
– устанавливать простые связи, не показанные в
тексте напрямую.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
Учащийся получит
– высказывать свою точку зрения о прочитанном;
возможность научиться:
–
определять
место
и
роль
– высказывать свою точку
зрения о прочитанном;
иллюстративногоряда.
– определять место и роль
иллюстративного ряда.
Выпускник получит возможность научиться:
–
сопоставлять различные точки зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими
источниками
выявлять
достоверную
(противоречивую) информацию.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЗНАКОМСТВО СО СРЕДСТВАМИ ИКТ, ГИГИЕНА РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРОМ
Учащийся научится:
Учащийся научится:
Учащийся научится:
Выпускник научится:
–
выполнять
– выполнять компенсирующие – выполнять компенсирующие – выполнять
компенсирующие
физические
компенсирующие
физические упражнения (мини- физические упражнения (мини- упражнения (мини-зарядку).
зарядку).
физические упражнения зарядку).
(мини-зарядку).
ТЕХНОЛОГИЯ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕР: ВВОД ТЕКСТА, ЗАПИСЬ ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ, ЦИФРОВЫХ ДАННЫХ
Выпускник научится:
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать
программу
распознавания
сканированного текста на русском языке.
ОБРАБОТКА И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
Учащийся
получит
– искать информацию в соответствующих возрасту
возможность научиться:
– искать
информацию
в системе поиска внутри компьютера;
использовать сменные носители (флэш соответствующих
возрасту –
системе
поиска
внутри карты).
компьютера;
– использовать
сменные Выпускник получит возможность научиться:
грамотно формулировать запросы при поиске в
носители (флэш -карты).
Интернете
и
базах
данных,
оценивать,
интерпретировать
и
сохранять
найденную
информацию; критически относиться к информации
и к выбору источника информации.
СОЗДАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЙ
Выпускник научится:
Учащийся получит
– пользоваться
основными
средствами
возможность научиться:
– пользоваться
основными телекоммуникации.
средствами телекоммуникации. Учащийся получит возможность научиться:
– готовить и проводить презентацию перед
небольшой аудиторией.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Выпускник научится:
Учащийся получит
– определять последовательность выполнения
возможность научиться:
действий,
составлять
инструкции
(простые
– определять
алгоритмы) в несколько действий,
последовательность
выполнения
действий, Выпускник получит возможность научиться:
составлять
инструкции проектировать несложные объекты своей
(простые
алгоритмы)
в собственной деятельности и деятельности группы.
несколько действий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Музыка» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное
активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к
Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства,
уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре еѐ народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная
память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах
музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и
эмоционально выражать своѐ отношение к искусству, проявлять эстетические и
художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный
оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых
произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.
У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах
музыкально-творческой деятельности. Они смогут реализовать собственный творческий
потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для
выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при
разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные
знания и приобретѐнный опыт творческой деятельности при организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об
эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях,
этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
1 КЛАСС
Слушание музыки
Учащийсянаучится:
– слушать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов;
– определять отдельные элементы музыкального языка: темп;
– научится распознавать русские народные инструменты;
– научится сопоставлять звучание и внешний вид русских народных инструментов.
Хоровое пение
Учащийся научится:
– выразительно исполнять песни с сопровождением;
– петь доступным по силе, не форсированным звуком;
– исполнять одноголосные произведения.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Учащийсябудет иметь представление
– о приемах игры на элементарных инструментах.
Основы музыкальной грамоты
Учащийсянаучится:
– различать свойства музыкального звука (тембр); типы мелодического движения,
интонации, тональность;
– писатьскрипичный ключ на нотном стане;
– распознавать музыкальные жанры (песня, танец, марш), музыкально-сценические
жанры (опера).
Учащийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал(в пении);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме;
владеть певческим голосом в коллективной творческой деятельности;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры народов мира;
представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение);
собирать музыкальные коллекции (фонотека).
2 КЛАСС
Слушание музыки
Учащийсянаучится
– слушать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов;
– определять отдельные элементы музыкального языка: темп, тембр;
– распознавать особенности звучания отдельных инструментов (орган);
– сопоставлять звучание и внешний вид инструментов для симфонического
оркестра.
Учащийся будет иметь представление
– об интонации в музыке, о средствах музыкальной выразительности(ритм).
Хоровое пение
Учащийся научится:
– исполнять Гимн Российской Федерации;
– выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения;
– использовать средства артикуляции для достижения выразительности
исполнения;
– исполнять одноголосные произведения.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Учащийсябудет иметь представление
– о приемах игры на элементарных инструментах.
Основы музыкальной грамоты
Учащийсянаучится:
– различать свойства музыкального звука (высота, длительность, тембр, громкость),
типы мелодического движения(темп;тональность);
– писатьскрипичный ключ, расположение нот на нотном стане;
– распознавать музыкальные жанры(песня, танец, марш),музыкально-сценические
жанры(балет, опера, мюзикл); музыкальные формы(повтор, рондо).
Учащийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал (в пении);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме;
владеть певческим голосом в коллективной творческой деятельности;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры народов мира;
представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение);
собирать музыкальные коллекции (фонотека).
3 КЛАСС
Слушание музыки
Учащийся научится:
– слушать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов;
– определять отдельные элементы музыкального языка: темп, тембр, динамику;
– узнавать о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности,
используемых при создании образа;
– распознавать особенности звучания инструментовджазового оркестра;
– узнавать особенности тембрового звучания различных певческих голосов
(детских, женских);
– импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных
движений.
Учащийсябудет иметь представление
– о профессиональной (композиторской) музыке,мюзикле;
– о типах развития (повтор, контраст), простых (двухчастной).
Хоровое пение
Учащийся научится:
– грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без
сопровождения;
– узнавать способы и приемы выразительного музыкального интонирования;
– использовать в процессе пения правильное певческое дыхание;
– петь доступным по силе, не форсированным звуком;
– использовать средства артикуляции для достижения выразительности
исполнения;
– исполнять одноголосные произведения, а также произведения с элементами
двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Учащийсябудет иметь представление
– о приемах игры на элементарных инструментах.
Основы музыкальной грамоты
Учащийся научится:
– различать свойства музыкального звука(длительность, тембр, громкость),типы
мелодического движения (темп).
– различать музыкальные жанры (песня, танец, марш), музыкально-сценические
жанры (балет, опера, мюзикл);
– петь по слуху простейшие попевки(двухступенные), песени.
Учащийсябудет иметь представление
– о клавиатуре фортепиано; о понятиях мажор, минор; о музыкальных
формах(простые двухчастная и трехчастная формы).
В результате изучения музыки учащийсяполучит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал (в пении, игре на детских инструментах);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме,
пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом в коллективной творческой деятельности
адекватно оценивать явления музыкальной культуры народов мира;
представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение)
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
4 КЛАСС
Слушание музыки
Выпускник научится:
– слушать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов;
– определять отдельные элементы музыкального языка (лад, темп, тембр, динамику,
регистр);
– различать типы интонаций, средства музыкальной выразительности,
используемые при создании образа;
– распознавать особенности звучания инструментов симфонического, камерного,
духового, эстрадного, джазового оркестра;
– определять особенности тембрового звучания различных певческих голосов
(детских, женских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного,
академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей
репертуара.
– определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
– импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных
движений.
Выпускникбудет иметь представление
– о профессиональной (композиторской) музыке (балете, опере, мюзикле),
произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов;
– о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах
развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
Хоровое пение
Выпускник научится:
– грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без
сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
– исполнять гимн Российской федерации
– узнавать способы и приемы выразительного музыкального интонирования;
– соблюдать при пении певческую установку;
– использовать в процессе пения правильное певческое дыхание;
– петь преимущественно с мягкой атакой звука, доступным по силе, не
форсированным звуком;
– использовать средства артикуляции для достижения выразительности
исполнения;
– исполнять одноголосные произведения, а также произведения с элементами
двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Выпускник будет иметь представление
– о приемах игры на элементарных инструментах.
Основы музыкальной грамоты
Выпускник научится:
– различать свойства музыкального звука (длительность, тембр, громкость), типы
мелодического движения (темп, интонации, тональность).
– распознавать музыкальные жанры (песня, танец, марш), музыкально-сценические
жанры (балет, опера, мюзикл);
– петь по слуху простейшие попевки (двухступенные), песени;
– писать скрипичный ключ, расположение нот на нотном стане, пение выученных
по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен.
Выпускник будет иметь представление
– о клавиатуре фортепиано; о понятиях мажор, минор; о музыкальных формах
(простые двухчастная и трехчастная формы)
– о длительности (восьмые, четверти, половинные), мажор, минор; тональность,
тоника;
– об интервалах, трезвучии(мажорное и минорное) в игровых упражнениях, песнях
и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
– о музыкальных формах (повтор, контраст, вступление, заключение, простые
двухчастные и трехчастные, куплетных формах, вариации), рондо.
Выпускник получит возможность научиться:
– реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на
детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и
импровизации);
– организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность; музицировать;
– использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
– владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать
в
коллективной
творческой
деятельности
при
воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
– адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в
выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов
мира;
– оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать
музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
«Музыка вокруг нас»
И Муза вечная со мной! Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки
как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея,
раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все
вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
Хоровод муз. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных
жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира.
Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа.
Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавскойхоры.
Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений,
чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в
повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит
отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера,
настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
Душа музыки - мелодия. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненномузыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального
произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на
примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Музыка осени. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления
школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника,
музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями.
Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма
песен.
Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально –
поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами
алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Понятия «мелодия» и
«аккомпанемент».
«Азбука, азбука каждому нужна…». Нотная грамота как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи
музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной.
Увлекательное путешествие в школьную страну и страну музыкальной грамоты.
Музыкальная азбука. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи.
Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот
- знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех
школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в
том числе и школьной. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный
ключ.
Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества.
Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа –
свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и
мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
«Садко». Из русского былинного сказа. Наблюдение народного творчества. Музыка
народная и профессиональная. Музыкальный фольклор народов России в сочинениях
профессиональных композиторов. Знакомство с жанрами музыки, их
эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями.
Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые.
Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление
звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель
- флейта, гусли – арфа – фортепиано.
Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно- образного
мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных
эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах ―звучит‖
народная музыка, а каких- профессиональная, сочиненная композиторами.
Разыграй песню. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки.
Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения
детьми песни. Основы понимания развития музыки
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Народные
музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран
мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками,
традициями, песнями. Осознание образов рождественских песен, народных песенколядок.
Добрый праздник среди зимы. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок посвящен одному
из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и
музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес,
волшебства, приятных неожиданностей.
«Музыка и ты»
Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и
обычаям. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя
и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце
человека веру, надежду, любовь.
Художник, поэт, композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений,
чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую
основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные
средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в
ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Музыка утра. Интонационно – образная природа музыкального искусства.
Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы.
Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки
детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. Выявление
особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок
инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от
музыки к рисунку.
Музыка вечера. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки.
Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность,
настроение). Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение
музыки.
Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и
разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи
А. Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.
Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов
произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Наблюдение народного
творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.
Знакомство со сказкой и народной игрой ―Баба-Яга‖. Встреча с образами русского
народного фольклора.
Музы не молчали. Обобщенное представление исторического прошлого в
музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях
художников, поэтов, композиторов. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Мамин праздник. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. Весеннее настроение в музыке и произведениях
изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые
могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.
Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Звучание народных
музыкальных инструментов. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой.
Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с
внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов
- лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и
фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыкальная речь как
способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку ―Чудесная лютня‖.
Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека,
силе ее воздействия. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Музыка в цирке. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных
сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их
разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и
окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное
настроение.
Дом, который звучит. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет.
Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир
музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет.
Опера-сказка. Опера, песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды
музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное
знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные
характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе –
хоромвсопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда
звучит только инструментальная музыка.
«Ничего на свете лучше нету» Музыка для детей:мультфильмы. Любимые
мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с
композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
2 КЛАСС
«Россия – Родина моя»
Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное
проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности
(мелодия).Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о
Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).
Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота
как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России»
А.Александров, С.Михалков). Музыкальные образы родного края.
«День, полный событий»
Музыкальные
инструменты
(фортепиано).
Музыкальные
инструменты
(фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная
речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы
нотной грамоты.
Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность,
танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные
средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского
альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость.
Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник
элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача
информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность
и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их
сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и
музыкальный язык.
«О России петь – что стремиться в храм»
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся в
художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные
звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон»
М.П.Мусоргского).
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции
Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.
Святые земли русской. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции
Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Народные песнопения.
Молитва.Духовная музыка в творчестве композиторов(пьесы из «Детского
альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества.
Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное
творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.
Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного
творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы
построения музыки: вариации.
Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение
народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы,
хороводы, игры-драматизации.
Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка.
Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт,
роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные
импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой
основы и характерных особенностей.
Проводы зимы. Встреча весны. Народные музыкальные традиции Отечества.
Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные
музыкально-поэтические традиции.
«В музыкальном театре»
Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые.
Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера,
балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские,
женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере
и балете.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное
развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника
в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов.
«Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей
музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
«В концертном зале»
Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Музыкальные инструменты.
Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными
возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные
портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в
сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства
музыкальной выразительности (тембр).
«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная
природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих
закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в
исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих
чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ
общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные
инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с
произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в
звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда). Песня, танец, марш.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад).
Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между
людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Природа и музыка. «Печаль моя светла».Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной
в звуках.
Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора
(П.Чайковский, С.Прокофьев). Общие представления о музыкальной жизни страны.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль)
музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).
3 КЛАСС
«Россия – Родина моя»
Мелодия душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как
отличительная черта русской музыки.
Природа и музыка (романс). Звучащие картины.Выразительность и
изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс.
Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
«Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с
жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня.
Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в
различных жанрах музыки.
Кантата «Александр Невский».Обобщенное представление исторического прошлого
в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева
«Александр Невский»Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в
музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ
защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
«День, полный событий»
Образы утренней природы в музыке. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека.Песенность. Выразительность и
изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и
Э.Грига «Утро».
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в
произведениях М.П.Мусоргского.
«О России петь – что стремиться в храм»
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»Введение учащихся в художественные
образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в
музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»
Интонационно-образная природа музыкального искусства.Духовная музыка в творчестве
композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Вербное воскресенье. Вербочки.Народные музыкальные традиции Отечества.
Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное
воскресенье.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.Народная и
профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли
Русской.\
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском
царе.Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции
Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Певцы русской старины (Баян.Садко). «Лель, мой Лель…»Музыкальный и
поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры.
Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских
композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
«В музыкальном театре»
Опера «Руслан и Людмила».Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения
музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения.
Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационнообразное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Опера «Орфей и Эвридика».Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства
музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка
«Орфей и Эвридика».
Опера «Снегурочка». «Океан – море синее».Интонация как внутренне озвученное
состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в
опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан –
море синее».
Балет «Спящая красавица».Балет Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационнообразное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.
Мюзикл как жанр легкой музыки.
«В концертном зале»
Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная.
Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Музыкальные
инструменты
(флейта).
Звучащие
картины.Музыкальные
инструменты. Выразительные возможности флейты.
Музыкальные инструменты (скрипка).Музыкальные инструменты.
Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение
музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты
Э.Грига «Пер Гюнт».
«Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки
как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы,
сюжеты и образы музыки Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об
основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров
и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные
джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как
сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и
различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как
сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность
и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и
П.Чайковского.
Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми,
ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель –
слушатель.
«Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми,
ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник
вдохновения и радости.
4 КЛАСС
«Россия – Родина моя»
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу
навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов
о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные
средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной
музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских
композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром
вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни.
Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в
музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.ПетроваВодкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия
просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник
элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные
особенности.
«Я пойду по полю белому…» Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического
прошлого в музыкальных образах.
«На великий праздник собралася Русь!» Общность интонаций народной музыки и
музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван
Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.
«О России петь – что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и
профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богатырские
ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской
православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные
традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево,
радуйся!»С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.
(«Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной
церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в
творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»
С.Рахманинов).
Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции
Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Гимн, величание.
«День, полный событий»
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально- поэтические образы.
Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский)
и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Зимнее утро. Зимний вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи
А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная
песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость.
Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке
А.С.Пушкина и в опереН.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная
музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные
традиции Отечества. Музыка в народном стиле (Хор из оперы «Евгений Онегин»
П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом»
П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере
«Борис Годунов» М.Мусоргский).
«Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструментыРоссии. Народная и
профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в
руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись
жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о
природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих
музыкальный язык одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская
народная сказка). Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное
творчество разных стран мира.
Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России.Народные
музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.
«В концертном зале»
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного
содержания
произведений.
Вариации.
Накопление
музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких
композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо»
для виолончели с оркестром).
«Старый замок». Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с
выставки»).
«Счастье в сирени живет…» Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень»
С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… Различные виды
музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные,
двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена
(«Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
«Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как
обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные
виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната
№8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Царит гармония оркестра. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная,
оркестровая.
Накопление
иобобщение
музыкально-слуховых
впечатлений
четвероклассников. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном
пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре»
Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. Песенность,
танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое
развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих
лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия).
Опера «Иван Сусанин». «За Русь мы все стеной стоим…».Песенность,
танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое
развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих
лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка хор из 3 действия).
Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу) Опера. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных
образов.Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического
развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне
озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
«Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Народная и
профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня –
ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке»,
«Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы.Народная и
профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов
(М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Балет «Петрушка». Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и
профессиональная музыка. Балет. И.Ф.Стравинский «Петрушка». Музыка в
народном стиле.
Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта.
Жанры легкой музыки.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд.Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа.
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальные
инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель –
слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения
композиторов- классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л. Бетховен, «Утро»
Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава,
«Песня о друге» В.Высоцкий). Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной
речи композиторов: Л.Бетховена
«Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила
младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в
музыке.Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова
(Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). Многозначность
музыкальной речи, выразительность и смысл.
Тематическое планирование
1 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Тема
И муза вечная со мной!
Хоровод муз.
Повсюду музыка слышна.
Душа музыки – мелодия.
Музыка осени.
Сочини мелодию.
Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука.
Музыкальные инструменты (дудочка, рожок, гусли, свирель)
Музыка вокруг нас (обобщение).
«Садко» (из русского былинного сказа).
Музыкальные инструменты (флейта, арфа).
Звучащие картины.
Разыграй песню.
Пришло Рождество, начинается торжество.
Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.
Музыка вокруг нас (обобщение).
Край, в котором ты живешь.
Поэт, художник, композитор.
Музыка утра. Музыка вечера.
Музыкальные портреты.
Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка).
У каждого свой музыкальный инструмент.
Музы не молчали.
Мамин праздник.
Музыкальные инструменты.
Чудесная лютня (по алжирской сказке).
Звучащие картины. Обобщение материала.
Музыка в цирке.
Дом, который звучит.
Опера-сказка.
Ничего на свете лучше нету…
Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.
Музыка и ты. Обобщение материала.
ИТОГО
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
2 класс
№
уро
ка
1
2
Тема
Музыкальные образы родного края
Песенность как отличительная черта русской музыки
Кол-во
часов
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Мелодия – душа музыки
Мир ребенка в музыкальных образах
Природа и музыка
Танцы, танцы, танцы
Эти разные марши
Расскажи сказку
Обобщающий урок по теме: «День, полный событий»
Колокольные звоны России
Святые земли русской. Александр Невский
Святые земли русской. Сергий Радонежский
Жанр молитвы
Рождественские праздники
Музыка на новогоднем празднике.
Урок-концерт
Оркестр русских народных инструментов
Фольклор –народная мудрость
Музыка в народном стиле
Праздники русского народа. Масленица
Праздники русского народа. Встреча весны
Детский музыкальный театр
Балет на сказочный сюжет
Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов
Опера “Руслан и Людмила”
Жанр симфонической сказки
В концертном зале Музыкальные образы сюиты “Картинки с
выставки”
Мир музыки Моцарта
Интонация
Выразительность и изобразительность в музыке
Песня, танец и марш в музыке Кабалевского
Жанр инструментального концерта
Мир музыки Прокофьева и Чайковского
Обобщающий урок –концерт
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
3 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема
Мелодия - душа музыки..
Природа и музыка.
Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
Кантата «Александр Невский».
Опера «Иван Сусанин».
Утро.
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Обобщающий урок.
Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
Древнейшая песнь материнства. Образ матери у ненцев.
Вербное Воскресение. Вербочки. Ненецкие праздники.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском
царе
Певцы русской старины. Лель.
Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Опера «Орфей и Эвридика».
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
«Океан – море синее».
Балет «Спящая красавица».
В современных ритмах (мюзикл).
Музыкальное состязание (концерт).
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты (скрипка).
Обобщающий урок 3 четверти.
Сюита «Пер Гюнт».
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Мир Бетховена.
Чудо музыка. Острый ритм – джаза.
Мир Прокофьева.
Певцы родной природы. Образ природы в творчестве ямальских
композиторов.
Резерв. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Обобщающий урок.
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
4 класс
№
уро
ка
Тема
Кол-во
часов
1.
Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на
душу навей
1
2.
Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда русская, зародилась,
музыка?
1
3.
Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!
1
4.
Музыка о героях России. Святые земли Русской.
1
5.
Музыка о героях России. Кирилл и Мефодий.
1
6.
Праздников праздник, торжество из торжеств.
1
7.
Родной обычай старины. Светлый праздник.
1
8.
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
1
9.
Зимнее утро. Зимний вечер.
1
10
Что за прелесть эти сказки! Три чуда!
1
11
Ярморочное гулянье.
1
12
Святогорский монастырь.
1
13
Приют, сияньем муз одетый.
1
14
Композитор – имя ему народ.
1
15
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных
инструментов.
1
16
Народные праздники. Троица.
1
17
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
1
18
М.П. Мусоргский. «Старый замок».
1
19
С. Рахманинов. «Сирень».
1
20
Не смолкнет сердце чуткое Шопена…
1
21
Танцы. Танцы. Танцы.
1
22
Л. Бетховен. Соната № 8. «Патетическая».
1
23
М.И. Глинка. «Венецианская ночь».
1
24
Царит гармония оркестра.
1
25
М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
1
26
М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина».
1
27
М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
1
28
А.И. Хачатурян. Балет «Гаянэ».
1
29
И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».
1
30
И. Штраус. Оперетта «Летучая мышь».
1
31
Прелюдия. Исповедь души.
1
32
Мастерство исполнителя.
1
33
Музыкальный сказочник. Итоговое тестирование.
1
34
Урок-концерт.
1
ИТОГО
34