Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КАРДОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа
учебного предмета
«Родной язык»
для обучающихся 5-9 класса
2021-2022 учебный год
Предметная область: «Родной язык и родная литература»
Разработала:
Зуева Т.Н.
учитель русского языка и
литературы
Братский район
д. Кардой
2021г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России).
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о
лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного
языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и
оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах
(интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей
действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского
потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные
этнокультурные
традиции;
эстетическое,
эмоционально-ценностное
видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
5 класс
6 класс
1) формулировать и
удерживать учебную
задачу;
2) выбирать действия
в соответствии с
поставленной задачей
и
условиями
её
реализации;
3) планировать пути
достижения
целей,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач;
4)предвидеть уровень
усвоения знаний, его
временных
характеристик;
5) составлять план и
последовательность
действий;
6)
осуществлять
контроль по образцу и
вносить необходимые
коррективы;
7)
адекватно
оценивать
1. целеполаганию,
включая
постановку новых
целей,
преобразование
практической
задачи
в
познавательную;
2. самостоятельно
анализировать
условия
достижения цели
на основе учёта
выделенных
учителем
ориентиров
действия в новом
учебном
материале;
3. планировать пути
достижения целей;
4. устанавливать
целевые
приоритеты;
5. уметь
самостоятельно
контролировать
своё
время
и
7 класс
1. самостоятельно
формулировать тему и
цели занятия;
2. составлять план
решения проблемы
совместно с учителем;
3. работать по плану,
сверяя свои действия с
целью, корректировать
свою деятельность.
4. в диалоге с учителем
вырабатывать критерии
оценки и определять
степень успешности
своей работы и работы
других в соответствии с
этими критериями.
8 класс
1. анализировать
существующие и
планировать будущие
образовательные
результаты;
2. обосновывать и
осуществлять выбор
наиболее эффективных
способов решения
учебных и
познавательных задач;
3. определять совместно с
педагогом и
сверстниками критерии
планируемых
результатов и
4. критерии оценки своей
учебной деятельности и
др.
9 класс
1. Умение
самостоятельно
определять цели
обучения, ставить и
формулировать
новые задачи в учебе
и познавательной
деятельности,
развивать мотивы и
интересы своей
познавательной
деятельности.
2. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
учебных и
познавательных
задач.
3. Умение соотносить
свои действия с
планируемыми
правильность
или
ошибочность
выполнения учебной
задачи,
её
объективную
трудность
и
собственные
возможности
её
решения;
8) сличать способ
действия
и
его
результат с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и отличий
от эталона;
9)
определять
последовательность
промежуточных целей
и соответствующих им
действий
с
учётом конечного
результата;
10)
предвидеть
возможности
получения
конкретного
результата
при
решении задач;
11)
осуществлять
констатирующий
и
прогнозирующий
контроль
по
управлять им;
6. принимать
решения
в
проблемной
ситуации
на
основе
переговоров;
7. осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающи
й контроль по
результату и по
способу действия;
актуальный
контроль
на
уровне
произвольного
внимания;
8. адекватно
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые
коррективы
в
исполнение как в
конце
действия,
так и по ходу его
реализации;
9. основам
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе достижения
результата,
определять способы
действий в рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать свои
действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией.
4. Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.
5. Владение основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
результату
и
по
способу действия;
12)
выделять
и
формулировать то, что
усвоено и, что нужно
усвоить, определять
качество и уровень
усвоения;
13) концентрировать
волю для преодоления
интеллектуальных
затруднений
и
физических
препятствий
прогнозирования
как предвидения
будущих событий
и
развития
процесса.
10. самостоятельно
ставить
новые
учебные цели и
задачи;
11. при планировании
достижения целей
самостоятельно,
полно и адекватно
учитывать условия
и средства их
достижения;
12. выделять
альтернативные
способы
достижения цели
и
выбирать
наиболее
эффективный
способ;
13. основам
саморегуляции в
учебной
и
познавательной
деятельности
в
форме
осознанного
управления своим
поведением
и
деятельностью,
направленной на
достижение
поставленных
целей;
14. осуществлять
познавательную
рефлексию
в
отношении
действий
по
решению учебных
и познавательных
задач;
15. адекватно
оценивать
объективную
трудность
как
меру
фактического или
предполагаемого
расхода ресурсов
на
решение
задачи;
16. адекватно
оценивать
свои
возможности
достижения цели
определённой
сложности
в
различных сферах
самостоятельной
деятельности;
17. основам
саморегуляции
эмоциональных
состояний;
18. прилагать волевые
усилия
и
преодолевать
трудности
и
препятствия
на
пути достижения
целей.
Познавательные УУД
5 класс
1)
самостоятельно
выделять
и
формулировать
познавательную цель;
2) использовать общие
приёмы
решения
задач;
3) применять правила
и
пользоваться
инструкциями
и
освоенными
закономерностями;
4)
осуществлять
смысловое чтение;
5)
создавать,
применять
и
преобразовывать
знаково-
6 класс
1.основам реализации
проектноисследовательской
деятельности;
2.осуществлять
расширенный поиск
информации
с
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета;
3.осуществлять выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач в зависимости от
конкретных условий;
1. давать определение
понятиям;
7 класс
1. вычитывать все виды
текстовой информации:
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную;
2. пользоваться разными
видами чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным; извле
кать информацию,
представленную в
разных формах
(сплошной текст;
иллюстрация, таблица,
схема);
3. перерабатывать и
преобразовывать
8 класс
1. выстраивать
логическую цепочку,
состоящую из
ключевого слова и
соподчиненных ему
слов;
2. выделять общий
признак двух или
нескольких предметов
или явлений и
объяснять их сходство;
3. находить в тексте
требуемую
информацию и др.
9 класс
6. Познавательные
универсальные
учебные действия
7. Умение определять
понятия, создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
8. классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания
и критерии для
классификации,
устанавливать
причинноследственные связи,
строить логическое
рассуждение,
символические
средства, модели и
схемы для решения
задач;
6)
самостоятельно
ставить
цели,
выбирать и создавать
алгоритмы
для
решения
учебных
лингвистических проблем;
7) понимать сущность
алгоритмических
предписаний и уметь
действовать
в
соответствии
с
предложенным
алгоритмом;
8)
понимать
и
использовать
лингвистические средства
наглядности
(рисунки, схемы
и
др.) для иллюстрации,
интерпретации,
аргументации;
9)находить
в
различных источниках
информацию,
необходимую
для
решения
лингвистических
проблем,
и
2. устанавливать
причинноследственные связи;
3. осуществлять
логическую
операцию
установления
родовидовых
отношений,
ограничение
понятия;
4. обобщать понятия
—
осуществлять
логическую
операцию перехода
от
видовых
признаков
к
родовому понятию,
от
понятия
с
меньшим объёмом
к
понятию
с
большим объёмом;
5. осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
самостоятельно
выбирая основания
и критерии для
указанных
логических
операций;
6. строить логическое
информацию из одной
формы в другую
(составлять план,
таблицу, схему).
4. пользоваться словарями,
справочниками;
5. устанавливать
простейшие причинноследственные связи;
6. строить рассуждения по
плану
1.
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по
аналогии) и делать
выводы.
9. Смысловое чтение.
10. Формирование и
развитие
экологического
мышления, умение
применять его
11. познавательной,
коммуникативной,
социальной практике
и профессиональной
ориентации.
12. Развитие мотивации к
овладению культурой
активного
использования
словарей и других
поисковых систем.
1.
представлять её в
рассуждение,
понятной
форме;
включающее
принимать решение в
установление
условиях неполной и
причинноизбыточной, точной и
следственных
вероятностной
связей;
информации;
7. объяснять явления,
10)устанавливать
процессы, связи и
причинноотношения,
следственные связи;
выявляемые в ходе
строить
логические
исследования;
рассуждения,
8. основам
умозаключения
ознакомительного,
(индуктивные,
изучающего,
дедуктивные и по
усваивающего
и
аналогии) и выводы;
поискового чтения;
11)
формировать 9. структурировать
учебную
и
тексты, включая ум
общепользовательску
ение
выделять
ю компетентности в
главное
и
области
второстепенное,
использования
главную
идею
информационнотекста, выстраивать
коммуникационных
последовательность
технологий
(ИКТописываемых
компетентности);
событий;
12) видеть задачу;
13)
выдвигать
гипотезы при решении
учебных
задач
и
понимать
необходимость
их
проверки;
14) планировать и
осуществлять
деятельность,
направленную
на
решение
задач
исследовательского
характера;
15) выбирать наиболее
рациональные
и
эффективные способы
решения задач;
16) интерпретировать
информации
(структурировать,
переводить сплошной
текст
в
таблицу,
презентовать
полученную
информацию, в том
числе с помощью
ИКТ);
17)
оценивать
информацию
(критическая оценка,
оценка
достоверности);
18)
устанавливать
причинноследственные связи,
выстраивать
рассуждения,
обобщения.
Коммуникативные УУД
5 класс
6 класс
1)
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем и сверстниками:
определять
цели,
распределять
функции и роли участников;
2) взаимодействовать
и находить общие
способы
работы;
работать в группе:
находить
общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций
и учёта интересов;
слушать
партнёра;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
своё
мнение
3)
прогнозировать
возникновение
конфликтов
при
наличии разных точек
зрения;
1. учитывать разные
мнения
и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
2. формулировать
собственное
мнение
и
позицию,
аргументировать и
координировать её
с
позициями
партнёров
в
сотрудничестве
при
выработке
общего решения в
совместной
деятельности;
3. устанавливать и
сравнивать разные
точки
зрения,
прежде
чем
принимать
решения и делать
выбор;
4. аргументировать
свою
точку
7 класс
1. оформлять свои мысли в
устной и письменной
форме с учѐтом речевой
ситуации;
2. адекватно использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных
задач; владеть
средствами
художественной
изобразительности,
правильно употреблять
имена существительные,
прилагательные
,глаголы в речи
3. высказывать и
обосновывать свою
точку зрения.
4. слушать и слышать
других, пытаться
принимать иную точку
зрения;
5. договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
6. задавать вопросы.
8 класс
1. определять
возможные роли в
совместной
деятельности;
2. играть
определенную роль
в совместной
деятельности и др.
3. осознанное,
уважительное и
доброжелательное
отношение к
другому человеку,
его
4. мнению,
мировоззрению;
5. формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам;
6. готовность и
способность
обучающихся к
9 класс
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
2. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем; работать
3. индивидуально и в
группе: находить
общее решение и
разрешать конфликты
на основе
согласования
позиций и учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение.
4. Умение осознанно
использовать речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
4)
разрешать
конфликты на основе
учёта интересов и
позиций
всех
участников;
5) координировать и
принимать различные
позиции
во
взаимодействии;
6) аргументировать
свою
позицию
и
координировать её с
позициями партнёров
в сотрудничестве при
выработке
общего
решения в совместной
деятельности.
5.
6.
7.
8.
зрения, спорить и
отстаивать свою
позицию
не
враждебным для
оппонентов
образом;
задавать вопросы,
необходимые для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества с
партнёром;
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;
адекватно
использовать речь
для планирования
и регуляции своей
деятельности;
адекватно
использовать
речевые средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач;
владеть
устной
и
саморазвитию и
самообразованию на
основе
7. мотивации к
обучению и
познанию.
8. осознание роли
русского родного
языка в жизни
общества и
государства,
9. в современном мире;
10. осознание роли
русского родного
языка в жизни
человека;
11. осознание языка как
развивающегося
явления,
взаимосвязи
исторического
12. развития языка с
историей общества;
13. осознание
национального
своеобразия,
богатства,
выразительности
русского родного
языка.
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и
регуляции своей
деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
5. Формирование и
развитие
компетентности в
области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее –
ИКТ).
6. В ходе изучения
произведений
родной литературы
обучающиеся
приобретут опыт
проектной
деятельности как
особой формы
учебной работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности.
7. В ходе реализации
исходного замысла на
письменной
речью;
строить
монологическое
контекстное
высказывание;
9. организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем
и
сверстниками,
определять цели и
функции
участников,
способы
взаимодействия;
планировать
общие
способы
работы;
10. осуществлять
контроль,
коррекцию,
оценку действий
партнёра,
уметь
убеждать;
11. работать
в
группе
—
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
практическом уровне
овладеют умением
выбирать адекватные
стоящей задаче
средства, принимать
решения, в том числе
и в ситуациях
неопределенности.
продуктивной
кооперации;
интегрироваться в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие со
сверстниками
и
взрослыми;
12. основам
коммуникативной
рефлексии;
13. использовать
адекватные
языковые средства
для отображения
своих
чувств,
мыслей, мотивов и
потребностей;
14. отображать в речи
(описание,
объяснение)
содержание
совершаемых
действий как в
форме
громкой
социализированно
й речи, так и в
форме внутренней
речи.
Предметные результаты
5 класс
Обучающийся научиться:
1. Совершенствовать разные виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения
и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2. Понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3. Использовать коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4. Расширению и систематизации научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий языка;
5. Формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6. Обогащать активно и потенциально словарный запас, расширять объём используемых в
речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно
ситуации и стилю общения;
7. Овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными
нормами
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8. Формировать ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.Систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
2.Использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
3.Ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4.Аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5.Понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6.Овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
6 класс
Обучающийся научиться:
1.Осознавать язык как средство для межнационального общения;
2.Позитивно относиться к родному (русскому) языку как к средству освоения культуры,
традиций русского народа и явлению национальной русской культуры;
3.Взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
4.Использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного
языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные),
нормы
речевого
этикета
и
стремиться
к
речевому
самосовершенствованию;
5.Осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
6.Воспринимать родную литературу как одну из основных национальнокультурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
7.Совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
8.Обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.Реализовать в устном и письменном общении (в том числе, с использованием средств
ИКТ) потребность в творческом самовыражении в межнациональном общении;
2.Использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках
для выполнения учебных заданий в межнациональном общении;
3.Сформировать отношение к правильной устной и письменной речи как к показателям
культуры человека;
4.Использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
5.Аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
6.Понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции
7класс
Обучающийся научиться:
1.Употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений;
2.Употреблять языковые средства в зависимости от условий и цели высказывания. –ииспользовать стилистические возможности лексики, общеупотребительную лексику,
диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова;
3.Употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в
художественных произведениях;
4.Научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;
5.Понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных
слов в произведениях словесности;
6.Понимать роль грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в
произведениях словесности;
7.Выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской;
8.Вбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в соответствии с
условиями и поставленной целью;
9.Научится применять средства художественной изобразительности;
10.Употреблять средства художественной изобразительности в произведениях
словесности;
11.Находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их
значении;
12.Применять
средства
художественной
изобразительности
в
собственных
высказываниях;
13.Сочинять рассказы по собственным впечатлениям, использовать в нем повествования,
описания, рассуждения, диалога и монолога;
Обучающийся получит возможность научиться:
1.Подготовить сообщение, доклад, на литературную тему, рассказ на основе
прочитанного- свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме
изучаемых в этом классе произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада
и пр.);
2.Свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого
школьниками в 7-ом классе;
3.Совершенствовать духовно-нравственные качества личности, развивать чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
4.Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
5.Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров, определять средства художественной выразительности.
6.Употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в
художественных произведениях..
8 класс
Обучающийся научиться:
1.Понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознание
роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
2.Осознанавать роль русского родного языка в жизни человека; языка как развивающегося
явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; национального
своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
3.Понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом,
правильно употреблять их в речи; овладевать основными нормами русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
стилистическими), нормами речевого этикета;
4.Приобретет опыт использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; совершенствовать различные виды устной и
письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при
помощи современных средств устной и письменной коммуникации).
Обучающийся получит возможность научиться:
1.Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка
Российской Федерации и средства межнационального общения;
2.Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого
общения;
3.Основные признаки стилей языка; признаки текста и его функционально-смысловых
типов (повествования, описания, рассуждения);основные единицы языка, их признаки;
4.Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения;
нормы речевого этикета.
9класс
Выпускник научится:
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного
языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные),
нормы
речевого
этикета
и
стремиться
к
речевому
самосовершенствованию;
6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры;
Выпускник получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5-й класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский
язык – язык русской художественной литературы.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.). Словарь
живого великорусского языка В.И.Даля.
Образность русской речи. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные
средства. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная
специфика.
Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок,
народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность
русской загадки. Крылатые слова и выражения. Ознакомление с историей и этимологией
некоторых слов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь
определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и
т. п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом,
неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т. п., лиса – хитрая для русских,
мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости
для тюркских народов и т. п.).
Антропонимы. Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие
сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но
воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и
устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав
пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Топонимы. Названия общеизвестных старинных русских городов. Их
происхождение.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркер смысла слова (пАрить — парИть, рОжки —
рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс).
Произносительные варианты орфоэпической нормы (було[ч’]ная — було[ш]ная,
до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Толковые словари.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в
современном русском литературном языке.
Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная);
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учётом
стилистических норм современного русского языка (кинофильм — кинокартина — кино –
кинолента; интернациональный — международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз;
блато — болото; брещи — беречь; шлем — шелом; краткий — короткий; беспрестанный
— бесперестанный; глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория рода: род заимствованных несклоняемых имён существительных; род
сложносоставных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род
имён собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и
ненормативные формы употребления имён существительных.
Формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(я), -ы(-и), различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы
(туловища). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности
формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода
(токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые
формулы речевого этикета в общении.
Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в
русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён,
названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности;
по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека,
отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому
человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Текст
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство
речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки
(скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования,
рассуждения. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов.
6-й класс
Раздел 1. Язык и культура
Из истории русского литературного языка.
Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.
Старославянизмы в нашей речи.
Диалекты как часть народной культуры. Сведения о диалектных названиях
предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и
несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада,
обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в
произведениях художественной литературы.
Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов
России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины
заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль
заимствованной лексики в современном русском языке. Пополнение словарного состава
русского языка новой лексикой.
Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической
окраске. Русская фразеология. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во
фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚
устаревшие и профессиональные).
Нормы произношения отдельных грамматических форм: ударение в кратких
формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола
прошедшего времени.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Контекстные синонимы. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Контекстные антонимы. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий;
названий географических объектов.
Нормы употребления форм именительного падежа множественного числа
существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); родительного падежа
множественного числа существительных мужского и среднего рода с нулевым
окончанием и окончанием -ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); родительного
падежа множественного числа существительных женского рода на -ня (басен, вишен,
богинь, тихонь, кухонь); творительного падежа множественного числа существительных
3-го склонения; родительного падежа единственного числа существительных мужского
рода (стакан чая – стакан чаю).
Склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных.
Нормативные и ненормативные формы имён существительных.
Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени, в
краткой форме (торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
имён существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках.
Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы
этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность,
вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях
общения, позитивное отношение к собеседнику.
Этика и речевой этикет. Соотношение понятий «этика» – «этикет» – «мораль»;
«этические нормы» – «этикетные нормы» – «этикетные формы». Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные
формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные
формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Текст
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы. Текст, тематическое единство текста.
Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание,
пояснение. Разговорная речь. Рассказ о событии, бывальщина.
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение
(устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура
устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответдобавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных
частях учебного сообщения (устного ответа).
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
7-й класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова,
обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления
по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том
числе национально-бытовых реалий.
Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов
лексики между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.).
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической
сочетаемости, способы управления, функционально стилевая окраска и употребление
паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в
речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь –
машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет. Традиции русской речевой манеры общения: умеренная громкость
речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная
интонация.
Раздел 3. Речь. Текст
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.
Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая
цельность, информативность, связность.
Виды абзацев.
Основные типы текстовых структур.
Заголовки текстов и их типы.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Спор и дискуссия.
Публицистический стиль. Путевые записки.
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в
текстах художественного стиля речи. Притча.
8-й класс
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские)
слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах и современной
публицистике.
Речевой этикет в русской культуре. Благопожелание как ключевая идея речевого
этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в
западноевропейском, американском речевых этикетах. Специфика приветствий,
традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э],
[о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед [е] в
словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;
произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф̕̕]̕̕ и [в̕̕]; произношение мягкого [н̕̕] перед ч и
щ.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи.
Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления
терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с
подлежащим, имеющим в своём составе количественно-именное сочетание; согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского
рода (врач пришёл – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в
количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола,
две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси,
обеих сестёр – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько,
большинство, меньшинство.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты
приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования
собственных имён; их оценка. Речевая агрессия.
Раздел 3. Речь. Текст
Информация: способы и средства её получения и переработки.
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном
общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды
косвенных доказательств.
Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов,
критика демонстрации.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи.
Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской)
деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия.
Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной
дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т. д.
9-й класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость.
Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие русского языка как закономерный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный
рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как
художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки.
Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с
количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по
пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления
(отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами).
Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания
(приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных
форм, в частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка
рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение
частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение
лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой
этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Текст.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация,
конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.Официальноделовой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
художественном
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-й класс
№
урока
Тема
Колво
часов
Язык и культура(11 часов)
1
Наш родной русский язык
2
Роль
родного
языка
в
1
жизни
человека.Из
истории
русской 1
письменности
5
Из истории русской письменности . Создание славянского алфавита. 2
Национальная специфика слов с живой внутренней формой.
Язык — волшебное зеркало мира и национальной культуры
1
6
Национальная специфика слов с живой внутренней формой.
1
7
Живое слово русского фольклора
1
8-9
Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки
2
10
11
О чём могут рассказать имена людей и названия городов.Названия 1
общеизвестных старинных русских городов.
Проверочная работа № 1.Ключевые слова раздела. Обобщение 1
материала. Представление результатов проектных, исследовательских
работ
Культура речи (8 часов)
12
Современный русский литературный язык
1
13
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения
1
14-15
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы
2
16
Стилистическая окраска слова
1
17
Речь правильная. Основные грамматические нормы
1
3-4
18
Речевой этикет: нормы и традиции
1
19
Проверочная работа № 2
1
Речь. Текст(16 часов)
20
Язык и речь
1
21
Средства выразительности устной речи
1
22
Формы речи: монолог и диалог
1
23
Текст и его строение
1
24
Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения
1
25
Средства связи предложений и частей текста
1
26
Функциональные разновидности языка
1
27
Разговорная речь. Просьба, извинение
1
28
Официально-деловой стиль. Объявление
1
29
Публицистический стиль. Устное выступление
1
30-31
Язык художественной литературы. Литературная сказка
2
32
Язык художественной литературы. Рассказ
1
33
Особенности языка фольклорных текстов
1
34-35
Проверочная работа № 3
1
Итого: 35
6-й класс
№
урока
Тема
Колво
часов
Язык и культура (9 часов)
1
2
Из истории русского литературного языка.
1
Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии
русского языка. Старославянизмыв нашей речи
Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии 1
русского языка.
3
Использование диалектной лексики.
1
4
Диалекты как часть народной культуры.
1
5
Современные неологизмы .Пополнение словарного состава русского 1
языка новой лексикой
Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и 1
стилистической окраске.
Уместное употребление неологизмов, образованных от иноязычных
заимствований с помощью русских словообразовательных средств
Отражение во фразеологии историии культуры народа.Типы 1
фразеологизмов (общее представление). Источники фразеологии.
6
7
8
Современные
фразеологизмы.
Отражение
исторических событий, культуры и т. п.
во
фразеологии 1
9
Проверочная работа № 1.Ключевые слова раздела. Обобщение 1
материала. Представление результатов проектных,
Культура речи (15 часов)
10
Стилистические особенности
произношения и ударения
Нормы произношения отдельных грамматических форм: ударение в
кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах;
ударение в формах глагола прошедшего времени
Синонимы и точность речи.Точность как коммуникативное качество
речи и роль синонимов в создании точности речи.
Антонимы и точность речи. Контекстные антонимы. Смысловые‚
стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления лексических омонимов
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного языка
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и
фамилий; названий географических объектов
Нормы употребления имён существительных.Нормы употребления
форм имён существительных в соответствии с принадлежностью к
разряду одушевлённости-неодушевлённости. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках
Нормы употребления имён прилагательных, числительных
,местоимений. Склонение местоимений‚ порядковых и
количественных числительных
Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной
степени, в краткой форме (торжествен – торжественен).
Проверочная работа №2 по теме «Грамматические нормы
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
современного русского литературного языка».
20
21
22
23-24
25
26
27
Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета.
Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование
стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения,
позитивное отношение к собеседнику
Этика и речевой этикет. Устойчивые формулы речевого этикета в
общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные
формулы похвалы и комплимента
Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚
утешения
Проверочная работа № 2.Ключевые слова раздела. Обобщение
материала. Представление результатов проектных, исследовательских
работ
Речь. Текст( 11часов)
1
1
1
2
Эффективные приёмы чтения.Понятие о читательской культуре. 1
Интерпретация текста. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное,
изучающееПредтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы
Этапы работы с текстом.Понятие о диалоге с текстом. 1
Прогнозирование информации
Художественная речь. Описание внешности человека.
1
Орфографический практикум
28
Тематическое
единство
текста.Тематическое единство,
тема
и 1
микротема текста
29
30
31
32
33
34
35
Тексты описательного типа.Ситуативная дефиниция и литературная 1
мистификация. Художественное и научное описание
Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.
1
Научный стиль. Словарная статья.Учебно-научный стиль. Словарная
статья энциклопедического словаря
Научное сообщение. Устный ответ.Функционально-смысловые типы
речи в научном стиле. Работа с источниками
Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и
предъявления презентации слушателям
Виды ответов.Структура устного ответа. Различные виды ответов:
ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка
Проверочная работа № 3.Ключевые слова раздела. Обобщение
материала. Представление результатов проектных работ
Итого:
1
1
1
1
1
35
7-й класс
№
урока
Тема
Язык и культура(11 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического 1
развития языка с историей общества.
Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические 1
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние
других языков
Устаревшие слова как живые свидетели истории.
1
Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления 1
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода
из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в
том числе национально-бытовых реалий
Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке 1
синонимы.
Группы архаизмов по степени устарелости.
Орфографический и пунктуационный практикум
1
Употребление
устаревшей
лексики
в
новом
контексте. 1
Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов
Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте 1
(губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз
и т. п.)
Проверочная работа №1 по теме «Устаревшие слова»
1
Лексические заимствования последних десятилетий. Причины 1
заимствований. Употребление иноязычных слов как проблема
культуры речи.
Проверочная работа № 1.Ключевые слова раздела. Обобщение 1
Колво
часов
материала.Представление проектов, результатов исследовательской
работы.
Культура речи (11 часов)
1
21
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких
формах
страдательных
причастий
прошедшего
времени‚
деепричастиях‚ наречиях
Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными
предлогами (нА дом‚ нА гору)
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер
лексической сочетаемости, способы управления, функционально
стилевая окраска и употребление паронимов в речи
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в
речи
Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе
способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени
глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)
Формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы
глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи
однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий
Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках.
Литературный и разговорный варианты грамматической нормы
(махаешь
–
машешь;
обусловливать,
сосредоточивать,
уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать)
Речевой этикет. Традиции русской речевой манеры общения
22
Проверочная работа №2 по теме «Грамматические ошибки»
1
12
13
14-15
16
17
18
19-20
1
2
1
1
1
2
1
Речь. Текст
23
Традиции русского речевого общения
24
Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, 1
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.
25
Текст, основные признаки
информативность, связность
26
Виды абзацев
1
27
Основные типы текстовых структур
1
28
Заголовки текстов и их типы. Урок-практикум. Работа с текстом.
1
29
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Спор и 1
дискуссия
30
Публицистический стиль. Путевые записки
31
Текст рекламного
особенности
объявления,
1
текста:
его
смысловая
языковые
цельность, 1
1
и
структурные 1
33
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая 1
информация в текстах художественного стиля речи.
Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
1
34
Орфографический и пунктуационный практикум
Проверочная работа №3 по теме «Текст»
32
35
1
Проверочная работа № 3.Ключевые слова раздела. Обобщение 1
материала. Представление проектов, результатов исследовательской
работы
Итого 35
8-й класс
№
урока
Тема
Колво
часов
Язык и культура(11 часов)
1
Исконно русская лексика.Исконно русская лексика: слова 1
общеиндоевропейского фонда, слова общеславянского языка,
древнерусские слова, собственно русские слова
2
Собственно русские слова как база и основной источник развития 1
лексики русского литературного языка
3
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их 1
приметы
4
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы
5
Иноязычная
лексика
в
русском
языке.
Характеристика 1
заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и
неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более
поздние; в рамках изученного, с использованием словарей), сфере
функционирования
6
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах и 1
современной публицистике
7
Речевой этикет в русской культуре. Речевой этикет и вежливость
8
«Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, 1
американском речевых этикетах
9
Русский человек в обращении к другим.
10
Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и 1
других народов
11
Проверочная работа по теме «Язык и культура»
Культура речи (13 часов)
1
1
1
1
12
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи
1
13
Терминология и точность речи.
Нормы употребления терминов в научном стиле речи
Особенности
употребления
терминов
в
художественной литературе, разговорной речи
1
14
публицистике, 1
15
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов
16
Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование 1
сказуемого с подлежащим, имеющим в своём составе количественноименное сочетание
Согласование
сказуемого
с
подлежащим,
выраженным
существительным со значением лица женского рода (врач пришёл –
врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием числительного несколько и существительным
17
Согласование определения в количественно-именных сочетаниях с 1
числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых
женщины и две молодые женщины)
18
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с 1
подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного,
немало, сколько, столько, большинство, меньшинство
19
Отражение вариантов грамматической
грамматических словарях и справочниках
в
современных 1
20
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете
1
21
Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; 1
изменение обращений‚ использования собственных имён; их оценка
22
Речевая агрессия
23
24
Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в 1
коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии.
Синонимия речевых формул
Проверочная работа № 2.Ключевые слова раздела. Обобщение 1
материала.Представление проектов, результатов исследовательской
работы
Речь. Текст(11 часов)
25
Информация: способы и средства её получения и переработки
26
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и 1
послетекстовый этапы работы
27
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. 1
Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном общении
28
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. 1
Виды косвенных доказательств
29
Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика 1
аргументов, критика демонстрации
нормы
1
1
1
30
Разговорная
поздравление
речь.
Самохарактеристика,
самопрезентация, 1
31
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата 1
проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на
защите реферата
32
Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в 1
учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии
33
34
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу 1
(в том числе электронного), страницы дневника
Проверочная работа №3 по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст» 1
35
Анализ работы
1
Итого 35
9-й класс
№
урока
Тема
Колво
часов
Язык и культура (9 часов)
1
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 1
(обобщение). Важнейшие функции русского языка
2
Примеры ключевых слов (концептов)
национально-историческая значимость
3-4
Крылатые слова и выражения из произведений художественной 2
литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
5
Развитие русского языка как закономерный процесс. Общее 1
представление о внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном русском языке
6
Активизация процесса заимствования иноязычных слов
7
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» 1
– рождение новых слов
8
Общее представление о процессах переосмысления имеющихся в 1
языке слов; отражение в толковых словарях изменений в лексическом
значении слова
9
Проверочная работа №1 по теме «Языки культура»
русской
культуры,
их 1
1
1
Культура речи (17часов)
10
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение 1
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях
11
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём
12
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная 1
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости
13
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные 1
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью
14
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической 1
нормы в современных словарях. Словарные пометы
15
Типичные грамматические ошибки.
1
1
Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки;
предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш)
16
Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о 1
книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами)
17
Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе 1
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).
Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм
родительного и творительного падежей
18
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ 1
предложений с косвенной речью
19
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка 1
рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как
будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и
если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных
местоимений
20
Отражение вариантов грамматической нормы в современных 1
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы
21
22
Проверочная работа №2 по теме «Грамматический и речевые 1
ошибки»
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения
1
23
Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки
24
Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет- 1
полемики
25
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения
1
26
Урок-практикум. Речевой этикет
1
1
Речь. Текст(8 часов)
27
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности 1
при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение
28
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: 1
аннотация, конспект. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные
тексты
29
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, 1
шутка
30
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные 1
элементы и языковые особенности
31
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на 1
защите проекта
21
Публицистический стиль. Проблемный очерк
33
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном 1
произведении
34
Проверочная работа №3 по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст»
1
1
Итого 34