Класс: 3
Тема: «Сохранение Байкала»
Подготовила: Шестакова Л.Н
Цели: создать условия для:
1.
Формирования представления об экологических ситуации озера Байкал;
2.
Формирования нравственной оценки нарушений в окружающей среде и природе.
3.
Воспитания любви к своей малой Родине.
4.
Побуждения детей к участию в мероприятиях, направленных на сохранение природы.
Оформление: презентация, листы, карандаши и фломастеры для оформления листовки, жетоны.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать человека-гражданина и патриота;
- воспитание любви к родному краю и чувства гордости за Байкальский регион;
- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.
Развивающие:
Развивать познавательные умения:
-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;
-извлекать необходимую информацию из текста;
-находить определённые понятия.
Развивать регулятивные умения:
- самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
-формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;
-контроля, оценки и результата собственной деятельности.
Развивать коммуникативные умения:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Форма урока:
- игра
- обсуждение
- опора на жизненный опыт учащихся
Организационная структура урока
Этап
Орг.
Момент
Приемы
и методы
М:
Беседа
Ф:
Фронталь
ная
Актуализа
ция
знаний
М:
Беседа
Ф:
Фронталь
ная
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» ногой!
Скажем «Здравствуйте» щекой!
Скажем «Здравствуйте» спиной!
Скажем «Здравствуйте» словами – (обращаются к
гостям)
Повернемся мы лицом
Скажем «Здравствуйте» плечом!
Приветствие учителя.
Приветствие гостей.
Настраиваются на работу.
Станет радостно кругом!
Присаживайтесь!
Наша работа сегодня будет групповая. Давайте
вспомним правила работы в группе.
Дети проговаривают:
1. Говори тихо.
1. Уважай своего
товарища.
2. Умей каждого
выслушать.
3. Не согласен –
предлагай!
4. Не перебивайте друг
друга.
5. Будь вежлив и
сдержан.
–
в Сибирском)
Формируемые
УУД
Личностные:
самоорганизация
Развивать
познавательные
умения:
-поиска и
выделения
необходимой
информации из
различных
источников;
-извлекать
необходимую
информацию из
текста;
Ребята , скажите , а вы знаете в каком краю мы
живём ? В какой области ?
Чем славится наша Республика?
(Иркутская.)
– ( Байкалом)
Вы знаете, что в разное время люди отмечают
различные праздники. Некоторые из них
международные и празднуются во всём мире. Это
Новый год, Рождество, 8 марта и т. д. Есть праздники,
которые отмечают только в нашей стране – День
Российского флота, День Мира и Труда, День семьи.
Но есть праздники, которые отмечаются только
(второе воскресенье
жителями какого-либо края, так называемые местные сентября)
праздники. Есть такой праздник и в Сибири.
Отмечают его сибиряки недавно. Это день Байкала.
Ребята, а вы знаете, Какого числа празднуется день
Байкала?
Определен Индивид
ие целей
уальная
урока
- Итак, каждый год второе воскресенье сентября
отмечается День Байкала. Озеро Байкал называют
Жемчужиной Сибири. И это действительно так.
Байкал – уникальное творение природы,
единственное и неповторимое в своём роде. Едва ли
можно найти человека, который бы не слышал, что в
Сибири существует чудо-озеро.
- Ребята, а вы знали, что 2021 год объявлен годом
Байкала?
Формирование
представления об
экологических ситуации
озера Байкал;
.
Ответы детей
В преддверии наступающего года, который объявлен
Развивать
познавательные
умения:
необходимую
информацию из
текста;
Развивать
регулятивные
умения:
- самостоятельно
выделять и
годом Байкала. К нам в школу пришло видео
обращение. Посмотрите видео и Подумайте , от кого
это послание и о какой проблеме мы сегодня с вами
будем говорить.
Постановк
а учебной
задачи
М:
Беседа
Кто отправил нам послание? (Байкал)
Доброжелательное ли это послание? (Нет, Байкал
недоволен)
Ф:
Чем недоволен Байкал?
Фронталь Ребята, а как вы думаете, мы можем помочь решить
ная
эту проблему?
Итак, тема нашего классного часа «Сохраним
Байкал»
Цели:
1. Расширим знания о …
2. Узнаем пути решения экологической проблемы
3. Научимся бережно относиться к …
Смотрят ролик,
определяют тему урока.
Формирование
нравственной оценки
нарушений в окружающей
среде и природе.
(Люди устраивают свалку на
его территории)
(ДА, конечно можем!)
Дети проговаривают цель и
задачи урока
Объяснен
ие нового
материала
Для начала, давайте вспомним, о священном озере. И
проверим ваши знания об этом всемирном наследии.
Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири на
границе Иркутской области и Бурятии. Озеро
Воспитанию любви к своей
малой Родине.
формулировать
цель своей
дальнейшей
работы;
точностью
выражать свои
мысли.
-формулировать
проблему,
самостоятельно
создавать
алгоритм
деятельности
при решении
проблемы
поискового
характера;
-контроля,
оценки и
результата
собственной
деятельности.
Познавательны
е:
Формулир
ование
проблемы
М:
Беседа
протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км
в виде гигантского полумесяца.
уметь
ориентироваться
Сейчас ребята поделятся своими знаниями о Байкале.
Ф:
Выступление 2 учеников.
Фронталь
ная
вопросы;
Коммуникативн
ые: доносить
свою позицию
до других:
Отвечают на поставленные
оформлять свои
вопросы, рассуждают
мысли в устной
и письменной
2.Эволюция водных организмов, происходившая в
течение всего этого длительного периода, привела к
образованию исключительно уникальной живых
организмов.
3. Байкал крупнейший резервуар пресной воды на
Земле, что дополнительно характеризует его как
уникальное явление.
4.Озеро Байкал — одно из наиболее
биоразнообразных озер на Земле.
знаний, находить
ответы на
Ребята, ЮНЕСКО (Всемирная Организация по
вопросам науки и культуры), объект должен иметь
хотя бы один из четырёх признаков, которые
позволяют ему войти в Список Всемирного наследия.
Наш Байкал имеет все четыре!
Какие же это признаки?
1. Озеро Байкал является самым древним и самым
глубоким озером на Земле.
в своей системе
речи;
Выполнение задания в
группах
А сейчас предлагаю немного поработать в группах,
подведём итоги
«Что мы знаем о Байкале»
Задание соедини вопрос - ответ
Проверка
Работа по теме урока
Отгадаем загадки
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц)\
Зоркий глаз парит высоко,
Но не ястреб и не сокол.
(Орел)
Выступление 3 ученика
Внимательно слушают
загадки и называют отгадки.
У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла...
(Бурундук)
И девчонки и мальчишки
Все иметь хотели б шишки –
На орешки очень щедр
Богатырь – сибирский...
(Кедр)
Я без моря - никуда,
В море - вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы - что-то вроде ласт.
Выполняют упражнение
«Море Волнуется раз»
Я как морж, но не клыкаст.
(Нерпа)
Рита расскажи, что ты знаешь о нерпе.
Выступление 6 ученика
Предполагается, что она попала в Байкал из
Ледовитого океана в ледниковый период по Енисею и
Ангаре. В настоящее время в озере насчитывается
несколько десятков тысяч нерп.
Физкультминутка
Открытие
новых
знаний
М:
Беседа
Байкал – это главная драгоценность Сибири, в
которой сокрыты многие сокровища нашей страны,
это достояние всего народа, но ни для кого не секрет,
Ф:
что люди в современном мире разучились ценить
Фронталь
природу и ее богатства. Многие из вас знают,
ная
насколько напряжена экологическая ситуация в мире.
С какими проблемами озеро сталкивалось и
сталкивается сегодня?
На экране появляется слайд
Слушают учителя ,
обдумывают, выдвигают
свои предположения.
1.хозяйственная
деятельность людей,
проживающих на
территории Байкала
2.строительство
промышленных
предприятий
3.браконьерство
4.пожары и вырубка лесов.
Коммуникатив
ные :
уметь
оформлять свои
мысли в устной
форме, слушать
и понимать речь
Выдвигают свои
предположения.
Все эти факторы негативно сказываются на природе
Байкала.
-Что мы можем сделать, чтобы предотвратить
загрязнение берега Байкала? ( Ответы детей)
Учитель: Всё, что мы с вами выбрасываем - это
бытовые отходы
Бытовой мусор — предметы или товары, потерявшие
потребительские свойства, наибольшая часть отходов
потребления. Каждый из нас постоянно выбрасывает
мусор, но правильно ли мы это делаем?
Все мы хоть раз слышали о таком понятии как
«раздельный сбор мусора». Кто из вас расскажет, что
же такое раздельный сбор мусора?
Учитель: Разделение мусора делается для того чтобы
избежать загрязнения окружающей среды. Данный
Учащийся: Разделение
мусора - сортирование и
сбор мусора в зависимости
от его происхождения. В
школе собирали макулатуру,
батарейки, пластиковые
крышки.
других;
процесс позволяет подарить отходам «вторую
жизнь», в большинстве случаев благодаря
вторичному его использованию и переработке.
Разделение мусора помогает предотвратить
разложение мусора, его гниение и горение на свалках.
Следовательно, уменьшается вредное влияние на
окружающую среду.
А кто знает, на какие группы можно разделить наш
мусор?
Отвечают,
Весь наш мусор можно разделить на несколько групп,
высказывают мысли
у вас на партах лежат контейнеры, для каждой
группы лежит свой контейнер 1 группа какую группу о выполненной работе,
мусора вы будете собирать? бумага, пластик, стекло и рассказывают, слушают,
метал, батарейки.
оценивают свою работу,
работу в группе;
В конвертах лежит мусор в виде каточек, ваша задача
выбрать карточки с мусором который должен попасть
в ваш контейнер и прикрепите его с помощью
магнита. Приступаем.
Развивать
коммуникативн
ые умения:
- планировать
учебное
сотрудничество
с учителем и
сверстникам;
- управлять
поведением
партнера –
контроль,
коррекция
Познават:
уметь
ориентироваться
в своей системе
знаний, находить
ответы на
вопросы;
Учитель: посмотрим, что у вас получилось, как вы
справились с заданием.
(Педагог «разбирает» мусорные контейнеры,
исправляет ошибки)
Первичное
закреплен
ие знаний
М:
Беседа
-Поступление в среду обитания вредных веществ,
приводящих к нарушению работы экологических
систем, называют загрязнением.
Ф:
Фронталь
Пластмассу нельзя выбрасывать, так как она сама по
ная
себе не разлагается.
Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,
пролежит без изменения 100 лет и более, А для того
чтобы она полностью разложилась понадобиться 500
лет
Для разложения бумаги требуется от 2 до 10 лет,
Отвечают на поставленные
вопросы, рассуждают
Для разложения стекла понадобиться 1000 лет.
Стекло, брошенное в лесу, может стать причиной
пожара.
- После того как мы
Консервной банки – 90 лет, полиэтиленового пакета – выбросили мусор он идет на
переработку.
200 лет.
Куда идёт мусор после того как мы его выбросили?
• Переработка отходов — деятельность,
заключающаяся в обращении с отходами с целью
их безопасного уничтожения или обеспечения
повторного использования.
Учитель:
То, что не проходит вторичную переработку
отправляется на утилизацию, в основном
утилизируется мусор двумя способами.
•
Захоронение
сжигание
Отвечают на поставленные
вопросы, рассуждают
Применен
ие новых
знаний
Подведени
е итогов
урока
Творческое задание "Мы- друзья природы"
Ф:
группова
я
Работа в группе, совместное
составление баннера.
Говорить можно много и красиво. Но лучше – делать.
Сейчас вы будете работать в группах. Вы должны
Представление баннера
создать баннер в которыми вы покажете
отрицательное воздействие человека на мир природы.
М:
Беседа
-А сейчас я попрошу каждого из вас поделиться
Ф:
Фронталь своими впечатлениями от занятия, для этого я
предлагаю вам закончить одну из фраз.
ная
Заключение:
Сегодня мы убедились, что Байкал действительно
чудо природы во всех отношениях. Оно зовёт на
помощь. Наша обязанность – сохранить его,
научиться брать подарки, а не злоупотреблять его
Стихотворение от ученицы Регулятивные:
оценивать
правильность
Дети анализируют итог
выполнения
урока и продолжают фразу действия на
уровне
• - На занятии я узнал…
адекватной
оценки,
• Мне очень понравилось… определять
степень
• - После занятия я буду…
успешности
выполнения
• - Мне не понравилось…
своей работы
исходя из
• - С сегодняшнего дня
имеющихся
критериев
Коммуникатив
ные:
щедростью. Природа не мстит человеку, она отбирает
свои дары. И если мы будем разумны, она будет
открывать нам свои неизведанные горизонты,
радовать своей красотой, удивлять совершенством.
формулирование
, высказывание и
обоснование
своих мыслей